Танцы на трубе
'Разумеется, переломных решений достигнуто не было, если не считать подписанных деклараций.
Украинский министр знает, о чем говорит, так как он принадлежит к той части правительства, которая выступила резко против энергетических договоренностей с Россией. Продолжающиеся два месяца переговоры доказывают, что 'оранжевая революция' была на самом деле дворцовым переворотом. Политики на Украине продолжают играть краплеными картами, не соблюдая законов правового государства. Следует также напомнить, что именно в рамках текущей избирательной кампании Верховная Рада сумела в январе сместить правительство Юрия Еханурова, а потом убедилась в том, что парламент все-таки не имеет права формировать новый кабинет. В результате правительство Еханурова по-прежнему у власти, принимая при этом решения, имеющие для Украины стратегическое значение, поскольку они касаются энергетической безопасности региона. Польская делегация встретилась за столом переговоров с 'исполняющими обязанности' членами правительства и президентом Ющенко, во власти которого было лишь делать дружеские жесты, на которые он не скупился.
Паршивые договоренности
Иван Плачков, министр топлива и энергетики, и Алексей Ивченко, руководитель концерна НАК 'Нафтогаз Украины', несколько месяцев вели переговоры по изменению условий договора с Россией на 2005-2006 гг., подписанного полтора года назад. Все кончилось тем, что после того, как 'Газпром' перекрыл кран, 4 января 2006 г. был подписан новый таинственный документ. О содержании этого соглашения не узнала не только общественность, но даже остальные члены правительства Еханурова. Стало известно о подписании лишь одного документа, который позволил комментаторам заявить, что Украина будет покупать газ по 95 долларов за тысячу кубометров, а 'Газпром' - продавать его за 230 долларов.
Вскоре нашлось объяснение этому странному бизнесу: 'Газпром' будет смешивать дешевый газ из Средней Азии с более дорогим российским. Это нелогичное объяснение удовлетворило практически всех западных импортеров газа, в том числе, Польшу. Давление газа вернулось к норме, Россия услышала пару комментариев об использовании 'Газпромом' энергетической монополии в политических целях, премьер Марцинкевич заявил о необходимости строительства газового порта, а ЕС решил подумать на тему управления резервами нефти и газа.
Вскоре стало ясно, что договоренность, подписанная в начале года между Украиной и Россией - лишь начало газовой эпопеи. В игру включили третью сторону - компанию 'РосУкрЭнерго', о которой известно только то, что она зарегистрирована в Швейцарии российским 'Газпромбанком' и австрийским банком 'Raiffeisen'. Благодаря ей, возник новый украинско-российский субъект, структура собственности которого никому не известна. Журналисты издания 'Зеркало недели' выяснили, что в Москве была подписана не одна договоренность, а целых семь документов - договоров и приложений. Украинские министры в течение месяца не могли ознакомиться с их полными версиями, а, получив, наконец, возможность их прочитать, внесли поправки и крайне критические замечания.
Премьер не обратил на них внимания и вскоре подписал новый статут компании 'УкрГазЭнерго', объявив единоличную ответственность за содержащиеся в нем положения. В ответ министр финансов Виктор Пинзеник предложил начать украинско-российские переговоры с нуля: 'У нас есть преимущество, которым не обладает никто. Трубопровод можно построить в любом месте, но контроль над системой, гарантирующей поддержание давления во всей Европе и обеспечивающей импорт газа - совершенно другой вопрос. Нельзя не воспользоваться этой позицией Украины, позволяющей вести переговоры о газе на партнерских началах', - говорил он.
Столкнувшись с сопротивлением, 16 февраля Пинзеник подал в отставку, хотя потом передумал и отправился вместо этого в отпуск. Газовые контракты стали аргументом в предвыборной борьбе: Юлия Тимошенко объявила их немедленное денонсирование условием создания новой оранжевой коалиции. Эту же позицию она заняла во время встречи с Лехом Качиньским. Когда польский президент объявил о поддержке 'оранжевых' на выборах, он, по сути дела, поддержал прекрасную Юлию.
Капитуляция?
Стоит подчеркнуть, что единоличным решением о подписании статута новой компании 'УкрГазЭнерго' украинский премьер выбил из рук украинской стороны последний аргумент в переговорах с Россией. 'К чему обяжут Украину документы, подписанные 4 января?' - задают вопрос журналистки Юлия Мостовая и Алла Еременко, намекая на то, что подписание договоренности от 4 января не было обязательным. Они предполагают, что украинских переговорщиков просто напугали. Или купили. Спикер украинского парламента добавил к этому предположению не совсем дипломатический комментарий: 'Глупость или предательство!', а Тимошенко назвала договоренность позором Украины. Мало того, премьер обратился к своему российскому коллеге с предложением назначить вместо 'РосУкрЭнерго' другого, возможно, более удобного для российской стороны посредника. Он услышал от 'Газпрома', что это возможно, но цена газа для Украины вырастет до 230 долларов.
Подписанные на настоящий момент договоры и приложения проливают свет на информацию о защите Украиной своей газовой независимости и инфраструктуры газопроводов. Часть из них была распространена на 2005-2030 гг. - эти договора, подписанные между НАК 'Нафтогаз Украины' и компанией 'РосУкрЭнерго', гарантируют доставку газа по территории Украины и предоставление 13 подземных газохранилищ по ценам ниже европейских. За хранение 1000 кубометров газа Украина получит 2,25 доллара, в то время как Венгрия требует около 20 долларов. Таким образом, Украина будет терять 150 млн. долларов ежегодно и в течение 25 лет будет содержать хранилища с чужим газом, продаваемым 'Газпромом' на свободном рынке (в том числе, украинском - если будут производиться дополнительные закупки) по 230 долларов. Украина согласилась на то, чтобы до 2030 г. получать 1,6 доллара за транзит 1000 кубометров газа на трассе 100 км (вместо общеевропейской ставки 2,5 доллара) и даже - в качестве жеста доброй воли - сохранить на 2006-2009 гг. старую цену на транзит - 1,09 доллара.
О том, что с рыночной ситуацией все эти договоренности имеют мало общего, свидетельствует то, что цена одного и того же газа, который идет по трубам то 'Газпрома', то 'Нафтогаза', составляет от 50 до 95 долларов, а после пересечения границы Украины подскакивает до 230 долларов. Стоит добавить, что в 2006 г. Туркменистан вообще перестал выполнять свои обязательства по поставкам газа и пообещал почти вдвое увеличить тарифы, что станет дополнительным бременем для украинского бюджета. Даже эти крайне невыгодные для Украины договоренности не покрывают ее потребностей в газе. Только в феврале премьер Ехануров хочет дополнительно закупить у 'Газпрома' 500 млн. кубометров газа - пожалуй, не стоит спрашивать, по какой цене.
Без иллюзий, господа
Украинская промышленность уже ощущает на себе последствия газовой западни. Были ограничены поставки газа 120 фирмам, а 16 февраля государственная комиссия по регулированию энергетики повысила на 30% тарифы на газ для предприятий. Поскольку российским и среднеазиатским газом должна управлять новая российско-украинская компания, предприятия будут обречены на ее посредничество. Это означает, что в один прекрасный день вновь начнутся споры вокруг газовых контрактов, которые, как мы убедились, стали политическим оружием. Последствием этого будет ограничение конкурентоспособности украинских товаров на европейских рынках и рост зависимости от России. Добываемых на Украине 20 млрд. кубометров газа хватит для индивидуальных потребителей, но и на этот газ ежегодно выделяются дотации в размере 430 млн. долларов.
11 февраля российский министр финансов Алексей Кудрин разъяснил на пресс-конференции министров финансов 'Большой восьмерки', что не Россия была причиной газовой проблемы начала года. Он поспешил заверить присутствующих в том, что Россия перестала оказывать влияние на цены газа для Украины, а подписанные на настоящий момент договоренности гарантируют, что западные импортеры будут получать газ независимо от поставок на Украину. Трактовать это надлежит таким образом: не суйте нос в наши договоренности - никаких энергетических кризисов и не будет! Имеет ли в этом контексте какой-то смысл технико-экономическое обоснование проекта по транзиту нефти до Гданьска, составить которое собирается поручить правительству президент Качиньский?
Одесский газопровод мало того, что находится под контролем России, так еще и транспортирует нефть в обратном относительно первоначальных планов направлении. Поскольку по вопросам как газа, так и нефти на украинско-московских переговорах места для Польши нет, шаги предложенные Качиньским, могут оттягиваться до бесконечности. Пока Украина не избавится от горба паршивого договора с Россией, рассчитывать на Киев в нашей энергетической политике будет чистой наивностью. Украинский танец на трубе пока идет по московскому сценарию.