Русский медведь возвращается - на этот раз, с газовой мощью
В четверг в Кремле мало кому известный, но влиятельный российский официальный представитель впервые выступил перед иностранными журналистами с очень простым посланием: Россия великая держава, и она будет увеличивать свою мощь с каждым днем. Руково.
Руководитель администрации президента Путина, а в прошлом губернатор богатой нефтью Тюменской области Сергей Собянин, являющийся одним из самых могущественных людей в России, подробно разъяснял детали обращения своего начальника к Федеральному Собранию, с которым тот выступил днем раньше и в котором он определил ключевые задачи для возрождения России - как в общечеловеческом, так и в военном плане.
Необходимо остановить уменьшение численности населения страны. Российским матерям будут платить, чтобы они рожали больше детей. И впервые за многие годы Путин говорил о ракетах и ядерном перевооружении.
Очевидным, хотя и неназванным врагом были не чеченские "террористы", не "цветные" революционеры из бывших вассальных государств Советского Союза, а старый враг, американский "волк" с его ненасытным аппетитом, облеченный в маскарадный костюм борца за права человека и распространение демократии.
"Международный вес России увеличивается с каждым годом", - похвастал Собянин. Страна сильна, богата и начинает оказывать свое восстановленное влияние на международной арене.
После 20 лет упадка, сопровождавшегося праздником свободы, который открыл в 1985 году своей революцией Михаил Горбачев, медведь возвращается назад. Поддерживаемый валом нефтедолларов, национальными нефтяными и газовыми компаниями-титанами, распространяющими российское влияние за рубежом, а также своей огромной популярностью в стране, которую нельзя даже сравнивать с рейтингами Буша, Блэра и Ширака, Путин гордо шагает по мировой арене.
Кульминационный момент торжества Путина наступит в июле в его родном городе, старой имперской столице Санкт-Петербурге, где он будет принимать лидеров семи богатейших стран мира.
А мир обеспокоен. Соединенные Штаты Америки сделали вывод, что Путин осуществляет хитрый возврат к традиционному российскому авторитаризму. Слишком хорошо знакомая с российским господством Центральная и Восточная Европа трепещет. Западные европейцы, погрязшие в собственном самодовольстве, пробуждаются ото сна, сталкиваясь с новыми проблемами. И все они пытаются изобрести новую политику по отношению к России.
Эндрю Качинс (Andrew Kuchins), эксперт по России из вашингтонского Центра Карнеги, говорит: "Это рискованная ситуация. Здесь нам важно не потерять голову, а стороны не должны слишком остро реагировать на происходящее".
"Мир после холодной войны наконец-то начинает пробуждаться. Нам всем необходимо сесть и разработать новую программу действий, новую политику", - говорит бывший заместитель министра иностранных дел Чехии Александр Вондра (Aleksandr Vondra).
Немецкий биограф Путина и ведущий аналитик России Александр Рар (Alexander Rahr) отмечает, что годы сотрудничества Запада с Россией уступают дорогу соперничеству: "Путин начинает задавать тон на международной арене. Американцы нервничают и злятся. Соединенные Штаты хотят этому воспрепятствовать, однако у них слишком мало возможностей".
За неделю до обращения Путина к нации вице-президент США Дик Чейни (Dick Cheney) побывал на прибалтийских рубежах России, чтобы прочитать ему нотацию о необходимости сохранения спокойствия и порядка.
Пять лет назад в загородном доме недалеко от столицы Словении Любляны Джордж Буш впервые встретился с Путиным. По словам американского президента, он взглянул в глаза бывшего офицера КГБ, почувствовал его душу и понял, что этому человеку можно доверять. Но сейчас господин Чейни с горечью отвергнутого любовника призывает положить конец роману США с постсоветской Россией.
"Никто из нас не верит в то, что Россия обречена стать нашим врагом", - объявил он, а затем обвинил Кремль в том, что он использует природные богатства России для шантажа и запугивания иностранных покупателей, что он отходит от демократических завоеваний прошедшего десятилетия, что он "неправомочно" ограничивает права россиян.
Хотя выступление Чейни было самой мощной атакой администрации Буша на Путина, критику в адрес России уже давно можно услышать во всех концах двухпартийного Вашингтона.
Влиятельный неоконсервативный лоббист Брюс Джексон (Bruce Jackson) говорит о России следующее: "Для влюбленных в Россию сейчас наступило трудное время. Люди, вложившие в нее слишком большой духовный и материальный капитал, сталкиваются сегодня с интеллектуальными и политическими проблемами".
Речи Чейни в Литве предшествовала критика со стороны государственного секретаря США Кондолизы Райс (Condoleezza Rice). А начальник российского департамента Госдепа Мэри Уорлик (Mary Warlick) говорила в прошлом месяце: "Надежды на стратегическое партнерство [между США и Россией] не осуществились ... коллегия присяжных сегодня гадает, куда же направится Россия".
Лидеры Республиканцев и Демократов, такие как Джон Маккейн (John McCain) и Джон Эдвардс (John Edwards) присоединились к общему хору, который критики новой политической линии называют русофобией.
Качинс заявляет, что Кремль разозлен американскими лекциями, но в речи Путина прозвучала и нота презрения. "Путин собрал в одну кучу всех - США, Африку, Латинскую Америку. И это что-то новое. Это как бы часть его ответа: "Вы, американцы, для нас больше не важны, поэтому отвяжитесь"", - говорит он.
Российский ответ предупреждает о новой холодной войне. Это чрезмерно острая реакция, однако холодность заявлений дает основания говорить о том, что Джексон называет "мягкой войной". И он такую войну приветствует. "Нет ничего плохого в битве идей, - заявляет он, - это мягкое соперничество за власть и влияние. И оно даже желательно".
Джексон намечает три фронта на новом поле боя идей и проводит сопоставление между Россией и Западом: "Наши институты против их потемкинских институтов, наш свободный рынок против их принудительной государственной монополии, наша демократия против их управляемой демократии. Но нам не нужно военного соперничества".
Основными причинами склонения чаши весов в пользу Путина являются как его спокойная и методичная консолидация власти за последние пять лет, так и деньги, которые страна получает от своих колоссальных запасов природных ресурсов в момент, когда нефть стоит более 70 долларов за баррель, и когда государственная корпорация "Газпром" владеет монополией на поставки трети потребляемого Европой газа.
Путин выплатил существенную часть российского внешнего долга и создал за счет поступающих огромных средств "стабилизационный фонд". У России сегодня одни из самых больших в мире финансовые резервы. Недавно "Газпром" по объемам капитализации обогнал British Petroleum и занял второе место в мире. А Путин ликвидировал все важные центры сопротивления своей власти в России, и рейтинг его популярности устойчиво держится над отметкой в 70%.
Аналитики предсказывают, что если Путин в соответствии с правилами в 2008 году уйдет с президентского поста, то "путинизм" все же останется. "Переход будет плавным, он сам выберет своего преемника, - прогнозирует из Берлина Рар. - Путин станет своеобразным Ден Сяопином (Deng Xiaoping), действующим из-за кулис".
Но такая сила одновременно является и слабостью. Новое благосостояние России всецело зависит от рынков и цен на нефть, которая может не только подниматься, но и опускаться. А сила "Газпрома" неразрывными узами связана с Европой, которая дает компании две трети ее доходов. "Они нуждаются в Европе точно так же, как и Европа нуждается в России", - сказал главный аналитик московского "Альфа-Банка" Крис Уифер (Chris Weafer).
И, тем не менее, новая сила России дает о себе знать в самых трудных проблемах, существующих сегодня на международной повестке. И проблема номер один здесь - это ядерные амбиции Ирана. Россия составляет самое мощное препятствие, не дающее США и Европе наказать Иран, и нападки Чейни вряд ли изменят политику Москвы. Как раз наоборот. В Вашингтоне поговаривают, что вице-президент специально приурочил свою критику к сегодняшнему моменту, чтобы уничтожить все шансы на дипломатический прорыв по иранскому вопросу. Ведь, будучи представителем лагеря ястребов, он выступает за конфронтацию с иранскими муллами.
ХАМАС и Палестина являются еще одним больным местом, и у Кремля есть определенные противоречия в вопросе того, как относиться к "террористам-избранникам народа". Существуют даже предположения о том, что Россия считает себя более способной разобраться, вместе с Китаем, с происходящим в Афганистане, поскольку называет миссии США и НАТО в этой стране провалом.
В соперничестве за влияние в бывших советских государствах, граничащих с Россией, Москва отвоевывает свои позиции после неудач в Украине и Грузии. Она устанавливает контроль над среднеазиатским газом, заключая контракты на его распределение с диктаторскими режимами Туркменистана и Узбекистана. Одновременно с этим Россия устанавливает торговые эмбарго против своих прозападных соседей, таких как Молдавия и Грузия. Тбилиси в связи с этим заявляет, что российский запрет на поставки грузинского вина и краткосрочное прекращение подачи газа являются местью за упрочение отношений Грузии с Западом.
Министр иностранных дел Грузии Гела Бежуашвили заявляет: "Российский "империалистический менталитет означает, что они по-прежнему рассматривают [Грузию] в качестве собственного заднего двора, и полагают, что она не может делать самостоятельный выбор. И они давят на нас за то, что мы сделали выбор в пользу Европы, это совершенно ясно".
Грузинский министр добавляет, что речь Путина на прошлой неделе стала "звонком для Европы, которая должна, наконец, понять, с кем имеет дело".
Согласно прогнозам Рара, Россия в перспективе может возглавить новый "газовый ОПЕК" - контролирующий Среднюю Азию евразийский газовый картель, поддерживаемый Китаем. "В будущем газ станет важнее нефти. И что это будет означать для мировой экономики?", - задает он вопрос.
Джексон также называет каспийский бассейн и черноморский регион главной ареной борьбы между Россией и Западом. Ведь битва идей является также и битвой за рынки и энергетическую безопасность.
Опытные специалисты по России говорят, что сегодня существует значительное изменение в расстановке сил. Главное отличие двух предшествовавших десятилетий, когда Горбачев начал демонтировать Советский Союз, состоит в том, что в тот период Россия находилась в упадке.
Бывший министр Вондра заявляет: "Запад устанавливал повестку дня, а Россия на нее реагировала, всегда защищаясь. Теперь, когда Путин осуществил процесс ренационализации и укрепил собственную власть, он сам устанавливает повестку дня, а Запад защищается. Классическим примером является энергетическая политика. Но это не новая холодная война. Ее оружие - это не ракеты, а нефть, газ и уран. Путин очень дальновиден, а европейцы чрезвычайно близоруки".
Качинс отмечает, что отношения между Россией и Западом находятся сегодня на самом низком уровне с 1999 года, когда Борис Ельцин назвал незаметного аппаратчика, бывшего офицера КГБ Владимира Путина своим преемником. "Отличие 99-го года от сегодняшнего дня состоит в том, что тогда Россия находилась в помойной яме и не имела рычагов влияния. А сегодня мы имеем реального конкурента", - заявляет он.