'Этой зимой возможны перебои в снабжении газом'
Главный геостратегический козырь России, российская монополистическая газовая компания, может рассчитывать на твердую поддержку Кремля в реализации своих планов распространения на международном уровне.
Чем больше Газпром ощущает свою растущую значимость, тем меньше эта государственная компания мирится с присутствием 'иностранных партнеров'. Правительство повинуется. Министр природных ресурсов Юрий Трутнев только что объявил о скором принятии Думой закона, разрешающего допуск компаний, в которых российская доля не является мажоритарной, только к 'небольшим' месторождениям.
Удерживая гигантское сибирское Ковыктинское газовое месторождение, контролируемое большей частью партнером BP в России, в стороне от газопроводной сети до 2015 года, бывший советский министр ставит британского гиганта в проигрышное положение: власти угрожают отозвать лицензию, если продукция не начнет поступать в текущем году. 'Тамбейнефтегаз', проект стоимостью 6 млрд долл., в котором участвуют Repsol, Shell и PetroCanada, кажется, также стартует плохо: Газпром требует лишить их лицензии:
La Tribune: Как вы реагируете на обеспокоенность Европы зависимостью от Газпрома?
А.Медведев: Нас неправильно поняли. Газпром, как и прежде, гарантирует энергетическую безопасность Старого Света. Вместо того чтобы беспокоиться по поводу диверсификации наших поставок, Европе следовало бы обратить внимание на украинскую национальную компанию 'Нафтогаз'. Эта компания запасла в своих хранилищах недостаточное количество газа, и это может привести к перебоям в обеспечении европейских потребителей в зимний период.
La Tribune: Не ставит ли эта напряженность с Брюсселем под вопрос ваши проекты расширения деятельности в Европе?
А.Медведев: Мы стремимся приблизиться к нашим конечным потребителям, к формированию производственно-сбытовых цепочек полного цикла, увеличивая свою долю рынка. Таким образом, мы продолжаем рассматриваем различные варианты приобретений компаний, проявляя большой интерес к Великобритании.
La Tribune: Поставленная вами цель состоит в том, чтобы контролировать 10% рынка конечных потребителей во Франции и Великобритании. Как Газпром достигнет этой цели?
А.Медведев: Франция является одним из ведущих покупателей российского природного газа. В прошлом году 'Газпром' поставил туда 13,1 млрд. куб. м газа. В настоящее время мы рассматриваем возможность продаж со второй половины 2007 г. компаниям Total и EDF. Также 'Газпром' изучает варианты сотрудничества с Total и GDF в области поставок природного газа на рынки третьих стран.
La Tribune: А как насчет Великобритании?
А.Медведев: В прошлом году мы поставили в Великобританию 4 млрд кубометров газа. К 2010 году, со строительством Северо-Европейского газопровода, объемы продаж природного газа в Великобритании могут достичь 10-12 млрд. кубометров. Этих результатов мы можем достигнуть также благодаря транспортным сетям наших новых партнеров [Газпром только что приобрел долю газопровода, соединяющего Нидерланды и Великобританию - Ред.] и подземным хранилищам, которые мы планируем построить в Великобритании.
La Tribune: Некоторые инвесторы опасаются, что действующие в России низкие управляемые тарифы на газ могут ограничивать рентабельность вашей компании. Может ли Кремль пойти на уступки в этом вопросе?
А.Медведев: Недавно правительство выступило за повышение тарифов на 15% в 2007 году. Это лучше, чем первоначально планировавшееся повышение на 8%, но мы по-прежнему считаем обоснованным увеличение на 25%. Действующие цены не окупают затрат на добычу и транспортировку. Тем не менее, мы согласны с тем, что дешевый газ должен оставаться естественным конкурентным преимуществом российской экономики.
La Tribune: Некоторые высказывают сомнения относительно величины запасов ваших месторождений. . .
А.Медведев: Мы располагаем крупнейшими в мире запасами природного газа, размеры которых составляют 29.100 млрд. кубометров. Это позволяет Газпрому обеспечить ежегодную добычу в объеме до 900 млрд. кубометров. Если в 2005 году мы добывали 547,9 млрд. кубометров, то в 2010 году добыча должна составить 560 млрд. кубометров, а в 2020 году планируется добывать 580-590 млрд. кубометров. Таким образом, Газпром не страдает от дефицита газа. Более того, новые объекты в Восточной Сибири позволят нам поставлять газ на новые рынки. А ведь мы еще не приступали к огромным месторождениям Дальнего Востока.