ТНК-ВР объявил о планах продажи своей дочерней компании китайскому государственному нефтяному концерну Sinopec Corp. Если сделка состоится, то она будет первым приобретением китайцев на территории России, и поэтому вряд ли пройдет гладко. Более вероятен сценарий, при котором вместо покупки компании китайцами будет внутрироссийская борьба, в результате которой 'Удмуртнефть' перейдет в руки одной из государственных нефтяных компаний России.
Анализ
Российский нефтяной концерн ТНК-ВР, принадлежащий в равных долях российским промышленникам и британскому энергетическому гиганту BP Amoco PLC, объявил 20 июня о достигнутом соглашении по продаже принадлежащих ему 96,9 процентов акций дочерней 'Удмуртнефти' китайской государственной нефтяной компании Sinopec Corp. Сумма сделки не была названа. Все производственные мощности 'Удмуртнефти' расположены в Удмуртии, республике на востоке европейской части России; предполагается, что стоимость компании составляет около 3 млрд. долларов.
Политика играет в российском энергетическом бизнесе не меньшую роль, чем экономика. Поэтому как ТНК-ВР, так и Sinopec, скорее всего, обнаружат, что интересы Кремля не допустят осуществления этой сделки.
Хотя на словах российско-китайское сотрудничество является мощной силой, две страны за 15 лет разговоров не сделали ни одного серьезного шага вперед. Когда китайская государственная компания China National Petroleum Corp. решила принять в участие в аукционе по приватизации 'Славнефти', сама Дума вмешалась с тем, чтобы не допустить приобретения компании китайцами.
Дела у частных, и, тем более, зарубежных нефтяных компаний в России явно не идут в гору. Государственный 'Газпром' проглотил некогда частную 'Сибнефть', а государственная 'Роснефть' разобрала на части некогда частный ЮКОС. Два энергетических концерна, принадлежащих государству, контролируют примерно треть российской нефтяной промышленности.
И на этом они не остановятся. Еще предстоит бой за большие куски некогда могучего ЮКОСа, а 'Газпром' выбрал очень агрессивную позицию в отношении таких проектов, как Ковытка и Сахалин. Что касается других фирм, которые может ожидать поглощение, то среди них - 'Сургутнефтегаз', 'Татнефть' и 'Башнефть'.
Трудно переоценить политическое влияние 'Газпрома' и 'Роснефти'. Председатель правления 'Газпрома' - Алексей Миллер, а председатель совета директоров - Дмитрий Медведев; оба - ближайшие союзники президента России Владимира Путина. Аналогичные посты в 'Роснефти' занимают Сергей Богданчиков и Игорь Сечин. При этом Медведев - потенциальный преемник Путина, а Сечин - заместитель главы его администрации. Две эти группы не раз вступали в конфликт: из-за сахалинского проекта, должностей в министерствах и остатков ЮКОСа. Но их объединяет одно: хищническая сущность, дающая о себе знать, когда появляется возможность получить энергоресурсы.
Планировщики 'Газпрома' и 'Роснефти' не упустят шанса завладеть 115 000 баррелей нефти в день, производимых 'Удмуртнефтью', и 551 млн баррелей ее запасов. Фактически, уже не упустили: обе фирмы подали заявки на приобретение 'Удмуртнефти' вместе с Sinopec. Хотя пока им, похоже, не повезло, настанет время, когда они обратятся к другим инструментам из своего арсенала, которые позволят осуществить задуманное.
Надо думать, что в этом раунде победит 'Роснефть'. Хотя 'Газпром' больше и богаче, у 'Роснефти' есть три преимущества перед конкурентом. Во-первых, она всегда была нефтяной компанией, а 'Газпром' решил стать таковой в тот самый день, когда приобрел 'Сибнефть'. Во-вторых, 'Роснефти' лучше удаются интриги, в то время, как 'Газпром' предпочитает добиваться своего грубой силой.
Еще важнее то, что 'Роснефть' знает китайцев. В отличие от 'Газпрома', у которого нет значимых коммерческих связей с Китаем, 'Роснефть' продает Китаю нефть, добываемую на месторождениях Сибири и Сахалина. Более того, ранее китайское правительство выделило 'Роснефти' кредит в 6 млрд. долларов в качестве авансового платежа за будущие поставки нефти в рамках экстренного финансирования 'Роснефти' для перехвата собственности ЮКОСа. По некоторым данным, концерн Sinopec согласовал свою заявку на 'Удмуртнефть' с 'Роснефтью', и это означает, что 'Роснефть' начала свои тайные маневры уже несколько недель назад.
Однажды 'Роснефть' удачно разыграла китайскую карту. Похоже, что сейчас она делает то же самое. Единственный вопрос заключается в том, у кого после этого останется дурной привкус - у Sinopec, 'Газпрома' или у обоих?
...
Россия: политическая угроза планам китайской компании
ТНК-ВР объявил о планах продажи своей дочерней компании китайскому государственному нефтяному концерну Sinopec Corp. Если сделка состоится, то она будет первым приобретением китайцев на территории России, и поэтому вряд ли пройдет гладко.