Почему акционеры игнорируют швейцарские связи 'Газпрома'?
Сэр, Дмитрий Фирташ зарабатывает сотни миллионов долларов в год не потому, что он может продать газ дороже, чем 'Газпром' (Расследование FT, 14 июля).
Во второй половине года цена была снижена до 80 долларов - единственная скидка, объявленная 'Газпромом' в прошлом году. Обратите внимание, что 'РосУкрЭнерго' экспортирует газ в Европу, где средняя цена при пересечении границы выросла с 174 долл. за тыс. кубометров в первом полугодии до 205 долл. за тыс. кубометров во втором.
Неясно, почему 'Газпром' предпочел 'РосУкрЭнерго' полностью принадлежащей ему немецкой дочерней компании ZMB GmbH, имеющей безупречную репутацию и многолетний опыт продажи среднеазиатского газа в Европу и бывшие советские государства. 'Газпрому' не нужен иностранный посредник для не облагаемой экспортными пошлинами транспортировки среднеазиатского газа по территории России.
Зарубежная дочерняя компания, полностью принадлежащая 'Газпрому', лучше бы справилась с этой работой, поскольку все доходы от операций оставались бы в России, здесь бы облагались налогами и здесь бы шли на выплату дивидендов. В случае 'РосУкрЭнерго' половина прибылей идет Фирташу и Ивану Фурсину, совладельцам швейцарской компании.
В 2005 г. прибыль 'РосУкрЭнерго' составила 740 млн. долларов. Половина досталась Фирташу и Фурсину. Обращает на себя внимание тот факт, что компания 'РосУкрЭнеро' решила выплатить в качестве дивидендов 96 процентов (да, 96 процентов!) своей прибыли за 2005 г. Это не похоже на дивидендную политику надежного долгосрочного партнера. Мы оцениваем чистую прибыль Фирташа и Фурсина примерно в 3 млн. долларов в день, на 2 млн. больше, чем в прошлом году.
Почему западные акционеры закрывают глаза на особые отношения между 'Газпромом' и 'РосУкрЭнерго'? В то время, как акции монополии приносят огромные доходы, они не хотят резать курицу, несущую золотые яйца. Карл Маркс сказал: 'При адекватной прибыли капитал смелеет; верные 100 процентов делают его готовым попрать все человеческие законы'. Соответственно, если прибыль ниже этого уровня, то закон может оказать обратное действие.
Если рыночная стоимость 'Газпрома' будет расти слишком медленно или упадет, то судебные иски неизбежны, особенно со стороны американских инвесторов. Это стало бы практическим испытанием марксизма и серьезным ударом по 'Газпрому'. Как любит напоминать Владимир Путин: 'Закон суров, но это закон'.