USD 87.8077

+0.06

EUR 95.7849

+0.03

Brent 83.78

-1.08

Природный газ 2.183

+0.02

...

Российская энергетическая модель бросает вызов ОПЕК

В русской народной традиции Дед Мороз (дедушка Мороз или Санта-Клаус) раздает детям подарки не потому, что они хорошо себя вели весь год.

Российская энергетическая модель бросает вызов ОПЕК

В русской народной традиции Дед Мороз (дедушка Мороз или Санта-Клаус) раздает детям подарки не потому, что они хорошо себя вели весь год. Вместо этого он отвечает тем, кто кричит громче всех, чтобы привлечь его внимание.

Возможно, именно это вызвало появление сообщения о 'жестком разговоре', который Южная Африка собиралась вести на саммите 'большой восьмерки', проходившем с субботы по понедельник в Санкт-Петербурге, после брифинга южноафриканского заместителя министра иностранных дел Азиза Пахада (Aziz Pahad) на прошлой неделе.

Пахад сказал, что президент Табо Мбеки (Thabo Mbeki), участвовавший в саммите как глава одной из пяти приглашенных стран - ЮАР, Индии, Китая, Бразилии и Мексики - потребует, чтобы Россия и другие члены 'восьмерки' прилагали больше усилий для сохранения приоритетности Африки в стратегии глобального развития.

Мбеки был приглашен Кремлем как представитель развивающихся стран, в то время как Африка как регион была представлена главой Африканского союза президентом Республики Конго Денисом Сассу-Нгессо (Denis Sassou-Nguesso).

Пахад также высказал мнение, что Мбеки следует стукнуть кулаком по столу 'восьмерки' из-за недостаточной реализации в прошлом году обещаний группы увеличить финансовую помощь Африке, улучшить условия торговли для африканского экспорта и поддержать общедоступность лечения СПИДа и вируса иммунодефицита человека (ВИЧ), вызывающего заболевание.

Мбеки не был особенно успешен в привлечении внимания президента Владимира Путина во время их предыдущих встреч. Однако теперь Путин планирует свой первый визит в Африку в сентябре. Хотя визит несколько раз откладывался, 5 сентября уже определено как дата прибытия Путина в Южную Африку. Ангола также входит в план визита, но решение об остановках в других африканских странах пока не принято; Марокко является возможной страной визита. Первый африканский визит главы российского правительства за почти полвека станет для России возможностью взяться за решение общеафриканской программы Мбеки.

Во время подготовки к саммиту в Санкт-Петербурге и на встречах в эти выходные Россия представила революционную повестку дня, которой лидеры развивающихся стран в Африке и Азии имеют все основания оказать поддержку. Это новая российская модель энергетического снабжения, потребления и ценообразования для мира - главным образом, касающаяся нефти и газа, но также угля и урана.

Так как эта модель направлена на то, чтобы вытеснить традиционные договоренности о снабжении и ценообразовании для сырой нефти в рамках Организации стран-экспортеров нефти, то те, кто больше всех извлекает выгоду из ОПЕК с Соединенными Штатами во главе, организовали шумную кампанию в прессе с критикой российской модели, называя ее ненадежным источником энергоресурсов, а также нападая на Путина за использование экспорта энергоресурсов как политического оружия.

Освещение прессой повестки саммита 'большой восьмерки', особенно введенного Россией приоритета 'энергетической безопасности', является отражением этого сражения. СМИ были (и будут оставаться) оружием для обеих сторон. Однако с российской точки зрения новая модель энергоснабжения не подлежит обсуждению.

Появление этой новой стратегии было быстрым, но неуклюжим. Страны, международные корпорации и их сети по организации общественного мнения и средства массовой информации, поддерживавшие в прошлом для России модель ОПЕК - например, те, кто поддерживал таких российских олигархов как Борис Березовский и Михаил Ходорковский, и кто в настоящее время выступает против 'Газпрома' и 'Роснефти', - настроены враждебно по отношению к новой российской энергетической стратегии, потому что если она будет успешной, она сведет на нет шансы на долгосрочную смену режима внутри Кремля.

Саммит 'группы восьми' и другие встречи рассматриваются российской стороной как возможность для этих стран поменять позицию и пересмотреть свои интересы.

Модель ОПЕК ограничивается сырой нефтью; российская модель охватывает снабжение как сырой нефтью, так и природным газом. Модель ОПЕК ограничивается регулированием поставок и цены в соответствии с механизмом компенсирующего производителя (swing-producer). Эту роль до сегодняшнего дня играла Саудовская Аравия благодаря своему мировому лидерству по запасам сырой нефти и гибкости производственных возможностей для добычи, прокачки в порт и отгрузки нефти.

Российская модель нацелена на то, чтобы занять место Саудовской Аравии, делая упор на мировом лидерстве России по запасам газа и баррелю нефтяного эквивалента (boe). Россия уже превосходит Саудовскую Аравию как крупнейший производитель в баррелях нефтяного эквивалента (13,3 миллионов баррелей в день нефтяного эквивалента по сравнению с 10 миллионами баррелей в день нефтяного эквивалента Саудовской Аравии); она крупнейший экспортер в баррелях нефтяного эквивалента (18,7% мирового экспорта углеводородов); и обладает крупнейшими резервами (16,3% мировых запасов углеводородов в баррелях нефтяного эквивалента).

С российской точки зрения роль саудовцев и модель ОПЕК были выгодны Соединенным Штатам, которые могут надавить на Саудовскую Аравию, чтобы та открыла кран в экстренных случаях; США также оказывают давление на других нефтяных производителей, таких как Ливию, Ирак, Иран, Венесуэлу и Индонезию - военными, дипломатическими методами и посредством экономических санкций. Российская альтернатива предполагает намного меньшее американское влияние, а также то, что у США будет намного меньше рычагов - коммерческих или военных - для давления на поставщиков энергоресурсов. Относительно слабым и подвергающимся вмешательству извне производителям энергии в Африке и Латинской Америке предлагается партнерство с Россией в области вооружений и оборонной промышленности как противовес давлению со стороны США.

В модели ОПЕК эталоном является нефть марки 'Брент', а расчеты осуществляются в долларах США. В российской модели разница в цене и невыгодное соотношение между марками 'Брент' и 'Юралс' будут уменьшены, а установление цен будет происходить на основе корзины валют, включая рубль.

В модели ОПЕК поставщики держат большую часть своих наличных средств и правительственных ценных бумаг в учреждениях, контролируемых США. В российской модели денежная наличность держится в виде корзины валют; при конверсии наличных средств предпочтение отдается неамериканским активам, в частности на европейском рынке.

В модели ОПЕК инвестиции в разработку новых энергоресурсов должны быть открыты для американских корпораций и могут ими контролироваться. В российской модели стратегические запасы должны контролироваться ведущими национальными госкомпаниями или посредством совместных предприятий, в которых преобладают российские интересы.

В поддерживаемой США модели ОПЕК национальные поставщики зависят от рыночных посредников, контролируемых США, трейдеров, трубопроводных и транспортных компаний, а также розничных торговцев, чтобы получить доступ к рынкам и торговым точкам. В российской модели в обмен на доступ к российским энергоресурсам транспортировкой энергоресурсов будут заниматься ведущие компании, контролируемые государством. Российские государственные корпорации также будут получать инвестиции и влиять на торговлю (энергоресурсами) и рыночные сети розничной торговли.

Российская модель также распространяется на превращаемый в энергию уголь, уран и другие минеральные ресурсы. Посредством переговоров о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) США, Австралия, Канада и другие экспортирующие ресурсы страны пытались получить неограниченный доступ к поиску и разработке российских добываемых ресурсов. Российская модель отвергает это, отдавая приоритет и контрольный пакет акций национальным ресурсным компаниям. Эта модель предлагает компромиссные решения и партнерства для эксплуатации ресурсов в третьих странах, особенно развивающихся странах.

Модель ОПЕК, поддерживаемая США, отдает международный приоритет арабским странам. Российская модель придает первоочередное значение среднеазиатскому альянсу, включая Китай, Индию и Иран; второстепенное значение - Латинской Америке (Венесуэла, Бразилия) и, в конечном счете, Африке.

Россия ждет, какую позицию займет Южная Африка, это фундаментальный выбор между российской моделью и моделью ОПЕК. Но одно ясно - зависимость Южной Африки от ОПЕК в поставках сырой нефти только растет. В 1996 году 75% импорта нефти в Южную Африку приходились на государства Персидского залива с Ираном во главе. В 2003 году - последний год, статистика по которому доступна, - эта цифра выросла до 78%. Саудовская Аравия также обогнала Иран, став ведущим поставщиком. Нигерия является основным африканским поставщиком нефти в Южную Африку, на нее пришлось 16% импорта в 2003 году. Импорт из России возможен, но пока что остается незначительным.

Путин сказал Мбеки и другим своим гостям, что Россия предлагает им участие (исключая контроль) в разведке и добыче российских энергоресурсов. В обмен на это он хочет заключить договоренности на основе взаимности о роли для российских госкомпаний в других местах, включая региональные экономические блоки, представленные за столом 'восьмерки' - Китай, Индия, Южная Америка и Африка. Эти концептуальные рамки создают взаимозависимость стран для того, чтобы защитить образуемые энергетические партнерства от одностороннего давления или атак американского типа - экономических, политических или военных.

Таким образом, надежность российских энергопоставок контрастирует с ненадежностью поведения США. В краткосрочной перспективе российская стратегия также позволяет российским компаниям обеспечить себе капитал и технологии, необходимые для осуществления проектов с высокой стоимостью и высокой степенью риска в трудных условиях. В обмен на это стратегия предлагает странам-потребителям доступ к стабильным поставкам и стабильное ценообразование на нефть и газ, включая вывод транспортировки энергоресурсов из-под военного давления в узких местах, например, в Ормузском проливе, через который проходит большинство нефтяных танкеров в направлении Азии и Южной Африки. В связи с американскими войнами в Ираке и угрозой атаки США на Иран потребители нефти зависят от военно-морского флота США, чтобы Ормузский пролив оставался открытым. Они обязаны оплачивать эту защиту посредством выплаты надбавки американским нефтяным компаниям за риски, связанные с поставками.

Индия стала первой страной, принявшей российскую модель, приобретя неконтрольный пакет акций в первом из морских месторождений острова Сахалин, введенных в эксплуатацию. Это не означает прямых поставок сырой нефти из России, что является краткосрочным приоритетом индийского правительства в Нью-Дели. За Индией последовал Китай, но он использовал иную тактику, профинансировав сначала предложенный Восточносибирский нефтепровод, который обеспечит прямые поставки нефти в Дацин; и совсем недавно приобретя акции 'Роснефти' во время их публичного размещения. Напротив, самые зависимые союзники Соединенных Штатов в Азии - Южная Корея и Япония - остались позади, их предложения о прямых нефте- и газопроводах были отвергнуты, а поставки им ограничены правом на долгосрочные контракты на закупку энергоресурсов по рыночным базисным ценам.

Российская модель дает много возможностей как для азиатских нефтеразведочных компаний, так и для южноафриканской государственной энергетической компании PetroSA. В случае с Южной Африкой существует безотлагательная необходимость, так как внутренние запасы газа PetroSA для снабжения завода Моссел Бэй по переводу газа в жидкость иссякают. 'К 2009 или 2010 году мы должны решить, что делать. Мы либо закроемся, либо переедем в другое место, переквалифицируемся в обычный нефтеперерабатывающий завод или найдем другое газовое месторождение', - сказал недавно глава PetroSA Сифо Мкизе (Sipho Mkhize). Примерно 10% потребляемого в Южной Африке топлива получено путем перевода газа в жидкость, в то время как еще 40% - это топливо, полученное из угля.

Руководители PetroSA регулярно посещают Москву, однако они неохотно говорят о том, что они собираются делать в плане энергетического партнерства с Россией. Первым знаком этого стало объявление в апреле о том, что PetroSA приобрела 10%-ю долю в поисково-разведочном нефтегазовом предприятии в Намибии совместно с российской компанией 'Синтезнефтегаз'. Существует значительный потенциал для совместных предприятий с русскими в Анголе, где крупнейшая нефтедобывающая и экспортирующая компания России, 'ЛУКОЙЛ', ведет переговоры о концессиях; и в других африканских странах, где PetroSA также работает - это Экваториальная Гвинея, Нигерия, Габон, Судан, Мозамбик и Алжир.

Другие шаги русских по нефтеразведке в Африке включают оплату компанией 'Зарубежнефть' в прошлом году концессии на морскую разведку нефти от правительства Нигерии (связанную с освобождением дюжины российских моряков, которых два года держали в заложниках коррумпированные чиновники в Лагосе).

С российской точки зрения масштаб энергетического партнерства с развивающимися странами ограничивается только воображением; или уравновешиванием давления со стороны США или Европы, так как противники российской модели стремятся сохранить свои традиционные связи (с развивающимися странами) времен колониализма. И нефть не является единственным полем сражения. Африканские компании в прошлом размышляли, и могут снова возродить свой интерес к партнерству с 'Газпромом', крупнейшим предприятием России, для участия в конкурсах на освоение природных ресурсов и проекты строительства трубопроводов в странах Африки, расположенных к югу от Сахары. Расширение южноафриканского партнерства с 'Алросой', главной российской горнодобывающей компанией, контролируемой государством, в Африке было предметом переговоров в этом месяце.

Россия также проявила интерес к партнерству с такими южноафриканскими компаниями как Sasol в угольных регионах России по переводу угля в топливо. А источники в российском урановом секторе говорят о том, что существует возможность партнерства между южноафриканскими поставщиками урана и российскими компаниями, строящими атомные реакторы, в рамках проектов электростанций в третьих странах.

Путин бросил вызов участникам саммита 'восьмерки', который должен стать знаком для всех азиатских и африканских лидеров. 'Если мы посмотрим на то, что было 100 лет назад,' - сказал Путин французскому тележурналисту, 'и почитаем газеты, то увидим аргументацию колониальных держав того времени, оправдывавшую их экспансию в Африку и Азию. Они приводили такие аргументы как цивилизаторская роль, особая роль белого человека, необходимость цивилизовать 'примитивные народы'. Мы все знаем, каковы были последствия'.

Это был ответ Путина на атаки на Кремль, что он недостаточно демократичен согласно американской модели. Но российская энергетическая модель является контратакой, намного более широкой по своему размаху и более серьезной. Это приглашение развивающимся странам, богатым природными ресурсами, присоединиться к вызову, брошенному отношениям в колониальном стиле на глобальном энергетическом рынке.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram