Газ: Европа рискует проиграть российскую кампанию
После провала 'восьмерки' в вопросе энергетики началась гонка со временем: ЕС охотится за новыми поставщиками, Москва хочет преградить им дорогу Между Европой и Россией теперь идет война. Газовая.
Между Европой и Россией теперь идет война. Газовая. Саммит G8 в Санкт-Петербурге 15-17 июля завершил российское председательство, так и не исправив последствий разрыва после украинского кризиса в начале года. У Европейского Союза есть оружие, способное привести к победе: обратиться за метаном в другое место. Только так ему удастся уменьшить зависимость от российских запасов (первых в мире), которые сегодня обеспечивают 25% от объема потребления. Впрочем, есть опасность, что это оружие выстрелит с опозданием.
Москва объявила, что международное сотрудничество в энергетической сфере будет приоритетом в ходе ее председательства в 'большой восьмерке'. В конце концов, однако, она нагло продемонстрировала, что предпочитает политику силы. В течение последних месяцев Алексей Миллер, председатель 'Газпрома', несколько раз предъявлял ультиматумы: российский монополист (более чем на 50% принадлежащий государству) прекратит поставки газа, если Eni и другие европейские компании не откроют для него соответствующие рынки сбыта. Речь идет не столько об угрозе, сколько о коварном блефе.
'Газпром' надеется, что призрака новых газовых блекаутов окажется достаточно, чтобы заставить европейцев уступить. Он прекрасно знает, что понадобится почти десять лет, чтобы развернуть сибирский метан на восток, в сторону изголодавшихся азиатских и североамериканских рынков. Европейскому Союзу ничего не остается, кроме как обогнать противника - диверсифицировать источники поставок прежде, чем другая сторона окажется в состоянии диверсифицировать своих клиентов. Именно такую стратегию декларирует еврокомиссар по энергетике Андрис Пиебалгс в недавно опубликованной 'Зеленой книге', посвященной будущему энергетической безопасности.
Европейские маневры на Каспии и на Ближнем Востоке
Московская дипломатия в самый последний момент достигла сохраняющей лицо договоренности, согласно которой Россия и ее западные партнеры выражают намерение - но не заключают обязательств - взаимно открыть друг для друга энергетические рынки. Единственный способ сделать это политическое соглашение энергетически обязательным - ратификация Энергетической хартии, которую Кремль, однако, упрямо отказывается подписывать. Таким образом, вне церемониальных рукопожатий в пышном Зимнем дворце, битва должна будет продолжаться в окопах - среди богатых метаном степей и пустынь Средней Азии и арабского мира.
С этими регионами Европейская комиссия потихоньку начинает переговоры, параллельно с теми официальными торгами с Владимиром Путиным, что продолжаются с 2001 года. Русские по-прежнему отказывают европейским компаниям в доступе к своим газопроводам (в начале июля Дума, российский парламент, формально легализовала фактическую монополию 'Газпрома'). Благодаря этому колосс под управлением Миллера контролирует не только свой собственный газ, но и тот, что поступает из соседних стран и должен пройти через Россию по пути в Европу.
Но вот европейский 'план Б': связать розничную сеть непосредственно с альтернативными поставщиками через Анатолию и Средиземное море. Кое-какое движение в этом направлении начинает ощущаться. С осени 2005 года так называемый 'Бакинский процесс' регулярно собирает в азербайджанской столице страны-потребители Западной и Восточной Европы и восточных производителей. 'В ходе последней встречи в феврале было решено выяснить, каким образом можно было бы профинансировать подачу туркменского, казахского и иранского газа в европейские газопроводы', - рассказывает один из сотрудников комиссара Пиебалгса. Переговоры в сходном направлении ведутся с 2003 года также с Египтом, Сирией, Иорданией и Ливаном, с тем чтобы создать 'средиземноморское кольцо' углеводородов.
Опасность опозданий в гонке с Москвой
Амбициозный европейский маневр, ставящий своей целью обойти 'вражеские' тылы, может, однако, быть заторможен. 'Остается два неизвестных: прокладка труб для транспортировки и возможность получать газ от альтернативных поставщиков', - объясняет Клаудио Берлинджери (Claudio Berlingieri), консультант Евросоюза и Всемирного банка по энергетическим вопросам. С 2003 года на бумаге существует множество приоритетных проектов распространения европейских транспортных сетей, газопроводов и регазификационных установок. Однако, к сожалению, бюджета Евросоюза не хватает на то, чтобы профинансировать эти работы, стоимость которых оценивается в 100 миллиардов евро - он может только проспонсировать исследования выполнимости того или иного проекта. А в будущем денег будет еще меньше, поскольку 25 правительств приняли решение сократить в 2007-2013 годах выделение средств на новые трансъевропейские сети.
Нехватка средств и плохая координация между странами и компаниями, участвующими в проектах, до сих пор задерживало реализацию планов. Самые оптимистические предсказания утверждают, что они могут быть исполнены около 2011-2012 года. Для того чтобы выбраться из тупика, Европейская комиссия подписала в прошлом году соглашение с транзитными регионами, Турцией и Балканами. Она также запустила две новых инициативы - назначение 'европейских координаторов', в обязанности которых входит разрешение споров между партнерами, и более широкомасштабное вовлечение частных инвесторов посредством специальной системы займов, выдаваемых Европейским инвестиционным банком.
Финальная партия будет играться вокруг ненадежных и спорных поставщиков
Проложить трубы недостаточно. 'Для того чтобы добиться реальной диверсификации, нужно покупать газ у различных поставщиков, находящихся в конкуренции друг с другом', - настаивает Берлинджери. Проблема в том, что все крупные альтернативные залежи, за исключением Алжира, остаются крайне нестабильными. Сегодня невозможно заключить надежный контракт о долгосрочной поставке с воинствующими пороховыми складами вроде Ирака и Ирана (обладающего вторыми в мире по величине запасами) или с не внушающими доверия диктатурами вроде Узбекистана или Туркменистана (третьи по величине запасы).
Не говоря уже о том, что на эти запасы все более усиленно претендуют Индия и Китай, и что Москва пытается создать 'газовый картель' со своими конкурентами, чтобы предупредить ходы Брюсселя. В конце 2005 года Путин возобновил соглашение об импорте с туркменским правительством, в марте он подписал соглашение о совместной разработке с Алжиром. 'Альтернатива состоит в том, чтобы запустить регазификационные установки, чтобы использовать жидкий метан, перевозимый по морю из далеких регионов, до которых невозможно дотянуться при помощи газопроводов, - из Нигерии, Катара, с Карибов', - подытоживает итальянский эксперт. Когда игра выходит на столь высокий уровень, требуются решительные геополитические ответы. Ответы, с которыми Евросоюз, имеющий общие цели, но не общие интересы, все еще медлит.