Наблюдая за Чавесом
Москва, Тегеран, Куала-Лумпур, Мали, Луанда, а на этой неделе пятидневный визит в Пекин - не так-то просто уследить за бесконечными поездками президента Венесуэлы Уго Чавеса (Hugo Chavez), добивающегося международного влияния.
Вполне возможно, что Чавес представляет из себя бумажного тигра, ведь его антиамериканские заявления гораздо более вызывающи, чем в целом осторожная политика его правительства. Так, страхи, что венесуэльский лидер может шантажировать ООН, угрожая прекратить поставки нефти, явно преувеличены. На самом деле, на импорт из Каракаса приходится только 12% нефтяных потребностей США. Венесуэла же, напротив, от экспорта в США получает больше половины нефтяных доходов.
Хотя на этой неделе Чавес обнародовал свои планы по шестикратному увеличению поставок нефти в Китай в течение ближайших десяти лет (в настоящее время на венесуэльский импорт приходится только 2% потребностей азиатского государства), в силу географических и технических причин для диверсификации потребуется время. У Китая недостаточно перерабатывающих мощностей, чтобы справиться с тяжелой венесуэльской нефтью. В любом случае, сокращение поставок из Венесуэлы можно компенсировать закупками в другом месте, хотя, возможно, и по более высокой цене.
С другой стороны, растущее политическое влияние богатой нефтью Венесуэлы в Латинской Америке и среди некоторых других развивающихся стран должно вызывать обеспокоенность. Особенно тревожными выглядят закупки российского оружия на миллиарды долларов. Венесуэла объясняет приобретение истребителей, боевых вертолетов и автоматов необходимостью перевооружения своей армии. Но вполне понятны опасения США и некоторых их соседей, что все это может быть использовано в более воинственных целях.
Попытки Чавеса получить временное членство в Совбезе ООН также вселяют тревогу. Венесуэла уже рассчитывает на поддержку других членов южноамериканского торгового блока Mercosur, включая Бразилию и Аргентину, присоединившихся к организации в этом году. Некоторые члены проамериканского лево-центристского коалиционного правительства Чили также поддерживают Каракас в этом вопросе. И хотя другие латиноамериканские страны, вероятно, проголосуют за Гватемалу с ее проамериканским руководством, Венесуэла все равно может добиться желаемого, получив необходимые 128 голосов на Генеральной Ассамблее ООН в октябре.
Если это произойдет, Венесуэла все равно не сможет накладывать вето на какие-либо решения. Но рефлекторная нелюбовь Чавеса к Америке не облегчит и без того сложный поиск консенсуса в ООН. В мире и без того немало напряженностей, а свойственная ему скоропалительная дипломатия может сыграть дестабилизирующую роль. Члены ООН поступят очень неразумно, если предоставят Чавесу возможность для контрпродуктивного самолюбования.