Путин заставит Shell внимательно слушать себя
Завтра он наверняка будет слушать более внимательно, чем обычно. Владимир Путин прибывает в Париж на переговоры с президентом Франции Жаком Шираком и канцлером Германии Ангелой Меркель.
Лидеры Франции и Германии обязательно выразят общее беспокойство, вызванное последними действиями Кремля по усилению контроля за энергосырьевым сектором. К сожалению, им вряд ли удастся добиться от Путина серьезных уступок.
На самом деле, российский лидер может представить президенту Шираку и госпоже Меркель собственный список покупок. И в нем будет отражено не только стремление обеспечить своему государственному монополисту "Газпрому" более широкий и прямой доступ к разным частям Европы, но и желание иметь право голоса в управлении европейским авиационно-космическим и оборонным концерном EADS. Российский государственный банк уже приобрел 5 процентов акций этой компании. Москва просигналила, что хочет еще больше увеличить свою долю, а также получить место в совете директоров. Франко-германская управленческая команда резко отвергла российские притязания. Ее поддержали и правительственные министры.
Но это не помешает Путину наращивать давление. Главный российский авиаперевозчик компания "Аэрофлот" вчера уже начала осуществлять свою тактику кнута и пряника: она намерена продвигаться вперед в реализации крупного заказа на самолеты фирмы Boeing, но одновременно с этим рассматривает возможность приобретения европейских аэробусов А350.
Проблема состоит в том, что пока цены на нефть будут оставаться на высоком уровне, Путин может продолжать диктовать условия в своих сделках с европейскими странами, зависящими от российских энергоресурсов. У него также гораздо более прочные внутренние позиции, чем у его коллег из Франции, Германии, Великобритании и Италии. А поскольку Европейская комиссия и ее члены по-прежнему пытаются составить некое подобие заслуживающей доверия энергетической политики, Путин может спокойно выкручивать руки своим соперникам.
Вряд ли это понравится главе Shell ван дер Вееру и его коллегам из Total, BP и ExxonMobil. Но они могут найти некоторое утешение в том, что их беды и несчастья в России помогают поддерживать на высоком уровне цены на нефть, и как следствие, сохранять высокий курс акций своих компаний.