Руководитель ЮКОСа лгал нам, заявляет PricewaterhouseCoopers, отзывая материалы своих аудитов
Аудиторская фирма PricewaterhouseCoopers (PwC) утверждает, что руководство обанкротившейся нефтяной компании ЮКОС лгало о финансовых операциях и сделках с третьими сторонами, которые проводились через ее основные трейдинговые компании.
Письмо было направлено 15 июня на имя ликвидатора ЮКОСа после длительного давления на аудиторскую компанию со стороны государства. В этом письме PwC заявляет, что руководство ЮКОСа лгало аудиторам, утверждая, что главные трейдинговые структуры компании - Baltic Petroleum, South Petroleum и Behles не являются их дочерними подразделениями.
'Руководство компании много раз заявляло нам, что [эти компании] не являются заинтересованными сторонами', - сообщается в письме, копию которого первой получила российская газета 'Ведомости'. Во время уголовного расследования деятельности компании прокуратурой PricewaterhouseCoopers получила информацию, показывавшую, что [эти компании] 'контролируются акционерами Group Menatep Limited и используются в их интересах'. Трейдеры Baltic Petroleum, South Petroleum и Behles торговали нефтью ЮКОСа с 1995 по 1999 годы. Компания Group Menatep является держателем контрольного пакета акций ЮКОСа.
Партнеры
В письме PwC также сообщается, что руководство не предоставило аудиторской фирме достаточной информации о том, являлись ли сделки, проводившиеся ЮКОСом через российские юридические лица, сделками между независимыми и незаинтересованными партнерами. Оно также не раскрыло в достаточном объеме информацию о 'значительных выплатах' компаниям, находившимся в собственности акционеров банка 'Менатеп', который обанкротился в результате финансового кризиса в августе 1998 года.
Компания PwC ранее заявляла, что подтверждает результаты своих аудиторских проверок ЮКОСа и его внутренних трейдинговых структур, о которых говорится в письме. Аудиторская фирма утверждала, что подобные схемы деятельности не противоречили налоговому законодательству России и основывались на стандартной практике того времени.
Внезапный разворот PwC на 180 градусов произошел после нескольких месяцев давления со стороны государства. В этот период московское представительство PricewaterhouseCoopers подверглось в марте обыску милиции, в ходе которого были изъяты документы. В адрес фирмы звучали угрозы об отзыве лицензии на деятельность в России. PwC также ведет борьбу с постановлением суда, в котором заявлено о тайном сговоре фирмы с ЮКОСом в целях предъявления фальшивых счетов. Кроме того, против аудиторской компании возбуждено уголовное дело о недоплате налогов.
Представитель PricewaterhouseCoopers заявил, что отзыв материалов аудиторских проверок не имеет ничего общего с давлением на фирму.
Отмеченные аудиторской фирмой детали почти полностью совпадают с содержанием обвинения, выдвинутого в этом году против находящегося в заключении основателя ЮКОСа Михаила Ходорковского. В нем говорится, что Ходорковский присвоил более 32 миллиардов долларов средств компании, действуя через указанные трейдинговые схемы, а затем отмывая полученные доходы.
Адвокаты ЮКОСа заявляли, что обвинение основано на базовом несоответствии объединенной отчетности по американским принципам бухгалтерского учета GAAP и российским нормам бухгалтерского учета, которые не предусматривают включение соответствующих трейдинговых структур в учеты компании.
Бывший президент ЮКОСа Стивен Тиди (Steven Theede) и бывший финансовый директор компании Брюс Мизамор (Bruce Misamore) выступили с заявлением, в котором отметили 'невероятность' наличия какой-либо новой информации, к которой PwC не имела доступа. 'Предоставленная PwC информация была полной, правильной и даже чрезмерной. PwC имела полный доступ к компании и ее дочерним подразделениям; она регулярно проверяла их финансовую благонадежность и проводила аудиторские проверки их работы', - отметили в своем заявлении Тиди и Мизамор.
Защищавший Ходорковского адвокат-специалист по международному праву Роберт Амстердам (Robert Amsterdam) отмечает, что PricewaterhouseCoopers вместе с ЮКОСом создавала большую часть этих торговых структур, обеспечивая их соответствие как российским, так и международным нормам бухгалтерского учета.
По словам Амстердама, решение PwC об отзыве аудиторских материалов является уникальным. 'Это не имеет ничего общего со стандартной практикой, - сказал он. - Мы говорим о ситуации, в которой у аудитора под дулом пистолета отнимают документы, а затем, когда возникает угроза его лицензии, этот аудитор внезапно решает отозвать результаты своей десятилетней работы'.
Бывший вице-президент ЮКОСа Александр Темерко заявил, что PricewaterhouseCoopers поддалась давлению со стороны Кремля. 'Хуже для собственной репутации компания ничего сделать не могла, - говорит он. - Ее аудиты практически ничего не стоят, если она отказывается от них под давлением'.