USD 91.2881

-0.4

EUR 101.6207

-0.33

Brent 77.27

+0.11

Природный газ 2.056

-0.01

...

"Газпром" ослабляет хватку

Он передумал.

"Газпром" ослабляет хватку

Он передумал. Это было первое, что пришло в голову, когда стало известно о том, что российский "Газпром" снова отбирает западных партнеров для разработки огромного Штокмановского газового месторождения, находящегося в Баренцевом море.

13 июля с.г. "Газпром" подписал соглашение с французским нефтяным гигантом Total, в соответствии с которым Штокмановское месторождение останется в полной собственности "Газпрома", а Total получит 25 процентов акций разрабатывающей компании, которая будет финансировать разработку месторождения и строить инфраструктуру для добычи и транспортировки газа. Важно то, что данная необычная схема позволит Total показывать в своих отчетах четверть запасов Штокмановского месторождения как принадлежащие ей резервы. Подобные забронированные резервы являются важным элементом в оценке инвесторами нефтяных и газовых компаний.

"Газпром" также заявил, что он может предложить иностранным инвесторам еще 24 процента акций. Это заявление было сделано всего через 9 месяцев после того, как "Газпром" сказал, что он будет разрабатывать Штокмановское месторождение самостоятельно, прервав тем самым длившиеся не один год переговоры с потенциальными западными участниками проекта.

Нужда в передовых технологиях

Изменение "Газпромом" своей позиции по Штокмановскому месторождению является еще одним подтверждением непредсказуемости России - хотя оно вызывает меньше удивления, чем его предыдущие планы разрабатывать это месторождение в одиночку. Аналитики все время говорили, что "Газпрому" для освоения месторождения потребуется иностранный опыт. Для того, чтобы извлечь штокмановский газ, запасы которого оцениваются в 3,7 триллиона кубических метров, необходимо инвестировать около 20 миллиардов долларов США.

""Газпром" не сможет ввести в эксплуатацию такое большое месторождение, принимая во внимание трудные природные условия и то, что месторождение находится на морском дне. В этих областях у России очень мало опыта. Ей будут нужны самые передовые технологии", - говорит аналитик по нефти и газу московского инвестиционного банка "Тройка-Диалог" Валерий Нестеров.

Решение включить Total в проект также совпадает с общими тенденциями, зарождающимися в настоящее время в российском энергетическом секторе. В последние годы страна ренационализировала большую часть добывающей промышленности, лишив иностранных инвесторов принадлежавших им контрольных пакетов акций крупных проектов (статья "Мощный прессинг Кремля" от 19 апреля 2007 года). Однако она также обозначила готовность принять иностранные компании в качестве младших партнеров двух крупных государственных игроков энергетического сектора, "Газпрома" и "Роснефти".

На сцене - Shell

Имеется много подтверждений тому, что крупнейшие иностранные инвесторы счастливы играть по новым правилам. Соглашение по Штокмановскому месторождению является третьей крупной сделкой между западными энергетическими компаниями и российскими государственными корпорациями. 22 июня Газпром заключил соглашение с British Petroleum об урегулировании давнего спора по Ковыктинскому нефтегазовому месторождению в Сибири, в соответствии с которым "Газпром" и ВР заключают глобальное партнерство для совместного осуществления энергетических проектов.

Затем, 9 июля, Shell и российская государственная нефтяная компания "Роснефть" объявили о формировании стратегического партнерства по осуществлению нефтяных проектов в России. Shell уже является партнером "Газпрома" в тихоокеанском нефтегазовом проекте "Сахалин-2". Ранее, в декабре прошлого года, Shell была вынуждена продать контрольный пакет акций этого проекта "Газпрому". Компания Shell сохранила за собой 25 процентов акций, еще 24 процента акций принадлежат японским компаниям Mitsui и Mitsubishi.

"Газпром" больше не сердится

Новости о том, что "Газпром" смягчил свою позицию по Штокмановскому месторождению, перекликаются с российской стратегией, которой она придерживается и в других областях. "Все недавние сделки демонстрируют нам, что Россия ужесточает отношение к западным инвесторам, но при этом правила игры становятся более прозрачными и предсказуемыми", - говорит Нестеров. Данной модели Россия собирается придерживаться и в будущем, особенно в связи с планами разработки богатых прибрежных месторождений в Северном Ледовитом и Тихом океанах, на которые будет приходиться большая часть будущего роста добычи энергоресурсов.

Для иностранных энергетических компаний, стремящихся пополнить свои уменьшающиеся запасы, миноритарные пакеты акций в крупных российских проектах являются серьезным утешительным призом за играемую ими роль младших партнеров. Этим и объясняется тот шок, который вызвало заявление "Газпрома" о том, что он будет разрабатывать Штокмановское месторождение самостоятельно. Судя по всему, это решение было принято из-за отказа правительств европейских стран поддержать стремление России увеличить свою долю в трансевропейском аэрокосмическом концерне EADS.

Все это также напоминает о том, насколько крупные инвестиции в российском энергетическом секторе связаны с международной политикой - и это является одной из причин, по которым правила игры никогда не будут полностью открыты для иностранных инвесторов, несмотря даже на то, что основные направления российской энергетической политики становятся все более и более очевидными. Некоторые комментаторы приписывают решение о приглашении Total к участию в Штокмановском проекте личным переговорам между президентом Путиным и новым президентом Франции Николя Саркози (Nikolas Sarkozy).

Что насчет Соединенных Штатов?

Путин, возможно, посчитал, что выборы нового президента во Франции являются хорошим шансом для установления дружественных отношений с этой крупной европейской державой в тот момент, когда взаимоотношения России с Западом стали натянутыми. "Руководители компаний зачастую сами не знают, как будут развиваться события, так как окончательное решение может иметь больше политический характер, чем коммерческий", - говорит главный стратег российского "Альфа-банка" Кристофер Уифер (Chris Weafer).

В частности, пока не ясно, изменит ли Россия свою позицию по отношению к американским компаниям Chevron и ConocoPhilips, которые также вели переговоры об участии в Штокмановском проекте. Изначально им должна была предназначаться главная роль в проекте, так как Россия желает поставлять штокмановский газ в сжиженном виде на Восточное побережье Соединенных Штатов.

Однако в прошлом году в связи с американо-российскими разногласиями по поводу вступления России во Всемирную торговую организацию Россия резко изменила свои планы и заявила, что она будет поставлять весь газ со Штокманосвкого месторождения в Европу. В самых последних заявлениях "Газпрома" делается намек на то, что проект по сжижению природного газа снова может возникнуть в повестке дня, однако подробности пока неизвестны.

Последние сделки позволяют предположить, что европейские компании могут иметь преимущество в налаживании взаимоотношений с расширяющими свое влияние российскими государственными энергетическими компаниями. Напряженные политические отношения между Россией и США означают, что американские инвесторы могут и не получить в России теплый прием.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram