Северный полюс: новая арена столкновения империй
Это одна из последних территорий на планете, где дикая природа сохранилась в таких масштабах.
Возможно, причудливые создания, обитающие в темных, холодных водах под арктическим льдом, вскоре впервые встретятся с человеком.
Экспедицию на дно океана под Северным полюсом в миниатюрной российской подводной лодке возглавит пожилой ученый с великолепной седой бородой. Еще ни один аппарат, созданный человеком, не достигал этой точки. А, учитывая то, что морская фауна никогда не видела и не слышала ничего, даже отдаленно напоминающего субмарину, глубоководные морские обитатели, вероятно, встретят ее без страха и с минимумом любопытства.
Но над ледяной шапкой уже раздаются тревожные возгласы. Они звучат с другого берега Северного Ледовитого океана, из Канады, которая, возможно, окажется проигравшей в борьбе за покорение последней неисследованной области планеты Земля.
На самом деле, никто не знает, что лежит под толщей полярных вод. Вероятно, там обитают неведомые виды морской фауны, которые потрясут ученых. Ученые же будут пытаться понять, как шел процесс эволюции, позволивший им выживать под огромным давлением в сильном холоде. По мере отхода льдов в результате глобального потепления открываются огромные новые районы рыбного промысла, и вскоре рыбаки будут забрасывать свои сети там, где когда-то появлялись только белые медведи.
Но не фауна угрожает превратить Арктику в своего рода арену очередного противостояния великих держав, а нефть и газ, залегающие под дном океана.
До недавних пор никому и в голову не приходило начинать бурение дна Северного Ледовитого океана, поскольку невозможно было представить, чтобы затраты на это окупились. Это изменилось с тех пор, как быстрый рост экономики Китая и Индии подтолкнул мировые цены на нефть.
Оценки объемов энергоресурсов, залегающих под дном Северного Ледовитого океана, разнятся, но, возможно, их там не меньше, чем у Саудовской Аравии. Геологическая служба США (US Geological Survey) подсчитала, что там находится 25 процентов неразведанных мировых запасов нефти и газа. Считается, что всего в Арктике залегает около 10 миллиардов кубометров углеводородов, а также алмазы и руды.
Это угрожает привести к новой нефтяной лихорадке в регионе: пять стран прорываются через льды, чтобы заполучить то, что лежит под ними. И кто знает, какой вред они при этом наносят экологии ледяной шапки.
На Арктику претендуют Россия, Канада, США, Норвегия и Дания. Международное право дает каждой из стран контроль над экономической зоной в пределах 200 миль их 'континентального шельфа', определяемого как 'подводное продолжение сухопутной территории государства'. На основе этого определения составлены полюбовные международные договоренности почти во всех регионах мира за исключением Арктики. Геология Северного Ледовитого океана - предмет яростных споров.
Несколько лет назад ООН создала специальный орган с громким названием 'Комиссия по границам континентального шельфа', призванный выносить решения по этим вопросам. Не успела она приступить к своей работе, как русские выдвинули претензию на сектор Северного Ледовитого океана, превышающий по площади Францию, Германию и Италию вместе взятые. Это подтолкнуло другие страны к объединению сил против России, заявка которой продолжает рассматриваться.
Русские надеются на то, что экспедиция, начинающаяся на этой неделе, принесет свидетельства, которые позволят им обосновать свою претензию. Поэтому на прошлой неделе в северном городе Мурманске (в нашей стране известном, главным образом, тем, что там в 1918 г. высадились британские войска в тщетной попытке вмешаться в ход Гражданской войны в России) собралось несколько десятков мудрейших из россиян. Среди них были специалисты по океанологии, морской геологии, геофизике и арктическим исследованиям.
Всего в Мурманск съехалось 135 человек; 85 из них погрузились на дизель-электрическое судно 'Академик Федоров', флагман исследовательского флота России, а 50 взошли на борт атомного ледокола 'Россия'. Кроме того, в небо поднялись восемь вертолетов, чтобы наблюдать за проходом кораблей сквозь вечные льды.
Глава экспедиции Артур Чилингаров не скрывает, что ее миссия является не только научной, но и политической. Похоже, президент Владимир Путин, не удовлетворенный статусом правителя шестой части суши, решил стать первым президентом Арктики. По его мнению, эта экспедиция 'очень важна', - заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Кремль, добавил он, прекрасно осознает территориальную подоплеку этого исследования. 'Речь идет не только о научной важности: экспедиция также должна определить, является ли дно продолжением хребта Ломоносова'.
Миниатюрная субмарина, отправляемая на дно океана (две с половиной мили подо льдом), доставит титановую капсулу с российским флагом, символизирующую притязания этой страны на океанское дно.
Эта экспедиция по своей дерзости почти не уступает первому полету на Луну. Дело не только в том, что на дне океана субмаринам придется выдержать громадное давление. Самое сложное, сказал Чилингаров, отправляясь в экспедицию, это найти путь обратно, к маленькой дырочке в толще льдов над головой. 'Нам предстоит тяжелая и рискованная работа - глубинный спуск на дно самого сурового океана в точке, которую еще никто не мог достичь и встать в центре океана на дно. Это была давняя мечта человечества', - заявил он.
Большую часть своей жизни 68-летний Чилингаров посвятил исследованиям Арктики. Он прославился более 20 лет назад, возглавив труднейшую операцию в условиях полярной ночи по спасению судна, зажатого во льдах, за что получил звание Героя Советского Союза. Он не только ученый, но и политик. В молодости он был деятелем комсомола, а теперь является членом российского парламента.
Он отправился в плавание как личный представитель президента Владимира Путина в Арктике. Непосредственно перед экспедицией он заявил российским СМИ, что она 'определит северную границу России'.
Основой российских притязаний является вышеупомянутый хребет Ломоносова, названный в честь знаменитого ученого Михаила Ломоносова, родившегося на острове у северного побережья России почти 300 лет назад. Хребет был открыт исследователями Арктики в годы правления Сталина. Он напоминает огромное подводное горное плато, примерно 100 миль в ширину и 1240 миль в длину, зигзагами простирающееся между Россией и Гренландией, прерываемое каньонами и расселинами. Глубина океана над хребтом местами составляет всего 3000 футов. В других местах от уровня моря до океанского дна около 15000 футов.
Ученые говорят, что хребет Ломоносова является российским. Мнение Кремля таково, что это продолжение российской территории под водой. В июне группа российских геологов вернулась из шестинедельной экспедиции на ледоколе с 'сенсационной' новостью о том, что хребет Ломоносова в геологическом смысле прикреплен к российской суше. Газета 'Комсомольская правда' отметила находку, опубликовав карту, на которой показано, как Россия, и без того крупнейшая по территории страна в мире, прирастает 460 тысячами квадратных миль арктического побережья.
Экспедиция, вышедшая из Мурманска неделю назад, проходит не без приключений. Были опасения, что 'Академик Федоров' может не пройти сквозь плотные льды, хотя он и следует за атомным ледоколом. И, действительно, его двигатели заглохли после прохождения небольшой части пути, и он начал дрейфовать в Баренцевом море. Команда послала сигнал бедствия сопровождавшей его подводной лодке, которая обнаружила дрейфующий корабль около 2 часов ночи во вторник. К тому времени двигатели 'Федорова' вновь заработали, и экспедиция продолжилась. Потом участники экспедиции с волнением следили за кружившим над ними самолетом - как они установили, натовским, из Норвегии.
К выходным экспедиция благополучно достигла Земли Франца-Иосифа, где два глубоководных обитаемых аппарата 'Мир-1' и 'Мир-2' совершили испытательное погружение на дно океана. Они опустились примерно на четыре пятых мили, что составляет всего треть глубины океана под Северным полюсом. Но, по крайней мере, эксперимент показал, что глубоководные аппараты могут надлежащим образом работать под ледяной шапкой.
Если более трудное полярное погружение окажется успешным, то команда подводной лодки войдет в число героических российских исследователей наравне с Юрием Гагариным, первым человеком в космосе, но это не решит больной вопрос о том, кому принадлежит дно океана.
Хребет Ломоносова похоже на огромный подводный виадук, соединяющий Россию с Гренландией и Канадой. Соответственно, на океанское дно, претендует не только Россия, но и датчане, обладающие суверенитетом над Гренландией, и канадцы.
Общественное мнение Канады оказывает серьезное давление на правительство с тем чтобы дало серьезный ответ на российские планы. Три года назад правительство предназначило около 35 млн. фунтов на создание карт океанского дна, а канадские ученые проводят сейсмические исследования хребта Ломоносова. Но у Канады есть только один ледокол, подходящий для такой работы, и ей нужен, по крайней мере, еще один. Премьер-министр Стивен Харпер заявил в июле, что канадские ВМС приобретут до восьми ледостойких патрульных судов, которые пригодятся для того, чтобы не пускать непрошеных гостей в воды страны, но не смогут пройти через льды к Северному полюсу.
Датчане, которым принадлежит Гренландия, также стремятся сделать свои ставки в этой игре и ведут совместные с канадцами морские исследования. 'Мы идем шаг за шагом и составляем карты, насколько нам это позволяют природные условия', - говорит Торкильд Медом (Thorkild Meedom) из министерства науки, технологий и инноваций Дании.
А стоит ли остальному миру беспокоиться за то, кто победит в этой нефтяной гонке? Природоохранные организации считают, что нефтяные компании уже подорвали экологию крупных районов Аляски и Сибири, и лучше бы им не трогать девственную замороженную красоту Северного полюса.
Но ледяная шапка сокращается тревожными темпами и без вмешательства нефтяных компаний. Она уменьшалась на протяжении всего минувшего столетия, но этот процесс ускорился в последние десять лет, когда в мире произошло резкое потепление. Маршруты, некогда скованные льдом почти круглый год, стали более пригодными для судоходства.
'Любая страна, рвущаяся к нефти в эпоху глобального потепления, ведет себя крайне безответственно, - говорит Бен Стюарт (Ben Stewart) из организации Greenpeace. - Страны, стремящиеся захватить как можно больше органического топлива, могут погубить нетронутую окружающую среду Арктики. Вместо этого им бы стоило бороться за возобновляемые источники топлива'.