Как Западу одержать победу в Центральной Азии
В этом месяце лидеры России, Китая и четырех центральноазиатских государств встретились в пыльном Бишкеке, - столице Кыргызстана - и договорились о создании 'энергетического клуба'.
Сам по себе этот шаг не имеет особого значения. Решение о создании 'клуба' было принято на саммите малоизвестной региональной структуры по обеспечению коллективной безопасности - Шанхайской организации сотрудничества. В ее состав входят четыре страны-экспортера энергоносителей - Россия, Казахстан, Туркменистан и Узбекистан, и две страны-импортера - Китай и Кыргызстан. Между ее участниками - в том числе Пекином и Москвой - нередко возникают разногласия.
Однако заявление относительно 'клуба' лишний раз показывает, с какими трудностями сталкивается Запад в плане доступа к энергетическим богатствам Центральной Азии, и ослабления зависимости от транзита через Россию. Конечно, утверждать, что США и Евросоюз уже потерпели поражение в нынешнем варианте 'большой игры', нельзя. Но, чтобы успешно конкурировать с усиливающейся Россией и все более напористым Китаем, они должны удвоить усилия.
В 1990-х западные энергетические компании не встречали особого противодействия с точки зрения доступа в регион и заключения масштабных контрактов на разработку нефтегазовых месторождений. Они пользовались мощной поддержкой правительства США. Правители нищих центральноазиатских государств с благодарностью принимали от Запада деньги, и вежливо выслушивали его нотации насчет построения демократии. Россия, потрясенная до основания распадом СССР, была слаба, и могла лишь бессильно наблюдать, как американские чиновники и нефтедобытчики хозяйничают на ее бывших задворках.
Сегодня ситуация в регионе далеко не так проста. Разработка месторождений на Каспии оказалась более дорогостоящим делом, чем предполагалось вначале. Внимание Вашингтона отвлекают Ирак, Иран и исламистский терроризм. Центральноазиатские страны-экспортеры (среди них первую скрипку играет Казахстан) несколько поправили свое финансовое положение, и на переговорах с иностранными 'гостями' ведут себя увереннее. В условиях резкого роста цен на энергоносители конкуренция на международном рынке усиливается: сегодня на прикаспийской арене действует уже не только Китай, но и Индия. И, главное, при Владимире Путине Россия сумела отчасти восстановить прежнее политическое и экономическое влияние.
Из последних событий стоит особо выделить три. Во-первых, Россия, Казахстан и Туркменистан договорились о модернизации и расширении сети газопроводов, созданной в регионе еще в советские времена. Если этот план будет реализован, Россия сохранит контроль над транспортировкой центральноазиатского газа. Будет также сорван нашумевший проект 'Набукко' - поддерживаемый США и ЕС план строительства трубопровода из Центральной Азии в Европу (один из его участков должен пройти по дну Каспийского моря) в обход России.
Во-вторых, Пекин заручился согласием Туркменистана и Казахстана на реализацию собственных проектов по строительству нефте- и газопроводов. Конечно, эти грандиозные планы еще далеки от практической реализации, однако само их наличие свидетельствует о готовности охваченного 'энергетической жаждой' Китая вкладывать в Центральной Азии немалые средства.
Наконец, на этой неделе власти Казахстана пригрозили отозвать лицензию, выданную итальянской компании Eni, на разработку морского нефтяного месторождения Кашаган - одного из крупнейших в мире среди недавно открытых. Обосновывается это экологическими соображениями, напоминающими аргументы Москвы в ходе недавней 'атаки' на западные энергетические компании, действующие в России. Подобно г-ну Путину, казахский лидер Нурсултан Назарбаев хочет получить большую долю прибыли. И он, несомненно, добьется своего.
Все эти события лишний раз напоминают о том, какое значение имеет Центральная Азия в энергетической сфере. Особенно это относится к газовым поставкам: Прикаспийский регион играет здесь важнейшую роль, дополняя собственно российское топливо, транспортируемое по российской трубопроводной сети, от которой все больше зависит снабжение Европы. Брюссель справедливо обратил самое пристальное внимание на 'газовые конфликты' России с Украиной и Беларусью. Однако страны ЕС так и не разработали единой стратегии действий в Центральной Азии. Проект 'Набукко' по-прежнему существует лишь на бумаге - в стадии проработки и изучения.
Кроме того, если г-н Путин лично уделяет особое внимание Центральноазиатскому региону, то президент США Джордж У. Буш по сути его игнорирует. Конечно, постыдные нарушения прав человека лидерами центральноазиатских государств затрудняют установление дружеских отношений с США, но в других регионах Вашингтону удается справляться с аналогичными проблемами. Что мешает ему поступить также и в Прикаспии?
Не все еще потеряно. Во-первых, скупка Россией центральноазиатского газа не оборачивается для ЕС катастрофическими последствиями - ведь он так или иначе поступает в Европу. Диверсификация источников поставок желательна, но не абсолютно необходима, поскольку Россию с Европой связывают отношения взаимозависимости. Кроме того, если в Центральной Азии позиции Запада становятся уязвимее, то в Азербайджане он действует куда успешнее - в прошлом году в этой стране вступили в строй новые нефте- и газопроводы для снабжения Европы.
Кроме того, неожиданная смерть в декабре прошлого года туркменского диктатора Сапармурата Ниязова позволяет этой стране выйти из самоизоляции. Наибольшую выгоду в этом случае, судя по всему, получит Россия, которая старается монополизировать закупки туркменского газа, но существует и шанс, пусть небольшой, что новый президент Гурбангулы Бердымухаммедов пожелает рассмотреть и другие варианты, как это сделало в свое время руководство Казахстана.
Наконец, при всем значении политических соображений, финансовый фактор также играет немаловажную роль. У США, ЕС и западных компаний еще есть время для новых инициатив - если они готовы не постоять перед расходами - в плане инвестиций, цен и раздела прибылей.