Россия обвиняет британские нефтяные компании в обмане инвесторов
Со вчерашнего дня Россия усилила давление на британские энергетические и горнодобывающие компании.
Заместитель председателя 'Росприроднадзора' Олег Митволь обратился к Лондонской бирже и иным уполномоченным организациям в Великобритании и попросил их отреагировать на обвинения.
Выступление Митволя совпало по времени с изъятиями Кремлем активов у британских компаний (Shell, BP) на том основании, что они якобы были куплены по дешевке в результате невыгодной для Москвы конъюнктуры.
'Я думаю, что их [инвесторов] уже обманули или обжулили. Думаю, нам не придется дожидаться большого кризиса, чтобы увидеть данную проблему' - сказал Митволь.
'Когда данные собственника-концессионера не совпадают с государственными данными - во-первых, это ненормально, а во-вторых, это мошенничество. Могу добавить, что вскоре вы увидите результаты нашей работы с заявлением одной компании, по итогам которой объем запасов будет заметно снижен'.
Весной российское информационное агентство 'Интерфакс' высказало предположение, что 'Росприроднадзор' занимается проверкой деятельности целого ряда мелких компаний, зарегистрированных в Лондоне.
Вчера Митволь отказался ответить на вопрос, какие именно компании представляют интерес для его организации. 'Мы будем работать со всеми фирмами с целью выполнить определенные обязательства по приведению данных в соответствие с объемами сертифицированных государством запасов. В основном проблемы представляют те компании, которые возникают с нуля и за два или три года вырастают до сотен миллионов фунтов стерлингов' - пояснил он.
Митволь сообщил, что имели место возмутительные нарушения. Так, по его словам, существует золотодобывающая компания, которая с момента приобретения лицензии несколько лет назад 'занималась только одним - собирала на лондонской бирже деньги с иностранных инвесторов. Единственное, что они делают помимо этого, - раз в два года продлевают сроки разработки месторождений'.
Глава природоохранной организации, пользующийся среди западных компаний репутацией нестандартного, но упорного оппонента, сообщил, что хотел бы выйти на более высокий уровень сотрудничества между российскими и британскими агентствами по природным ресурсам. 'Мы говорим только о сотрудничестве в обмен на информацию, а это совсем не сложно. Не вижу никакого вреда в том, чтобы лондонские регулирующие агентства консультировались с российскими. Мы с большой радостью поможем им' - пообещал Митволь.
Чиновник также выразил озабоченность в связи с тем, что американские аудиторы не проверяют данных по нефтяным и горнодобывающим концернам, получаемых ими от российских органов природопользования.
'Все очень просто. Большая часть данных по запасам не совпадает с цифрами ГКЗ [государственный комитет по запасам], так что если у этих аудиторов сейчас каждые три месяца есть заказы и они удерживают очень значительные комиссионные за свою работу, то если они начнут искать точные данные, то растеряют всех клиентов'.
По словам представителей 'Росприроднадзора', под повышением требований к иностранным нефтяным и горнодобывающим компаниям нет никаких политических оснований.
'Цель Кремля, то есть правительства, - эффективно использовать недра и обязать компании заниматься не только получением лицензий: заставить компании сообщать инвесторам о рисках, а также сохранить и улучшить имидж России'.
Господин Митволь известен рядом неоднозначных высказываний, которые одними отвергались как несущественные, а другими принимались всерьез, так как за ними, возможно, стояла политическая воля Кремля.
Представители лондонской пиар-компании 'Pelham', представляющей Imperial Energy и Urals Energy, сообщили, что о недавно возникших трудностях им ничего не известно, однако посчитали нужным напомнить, что источником некоторых случаев взаимного непонимания между российскими контролирующими органами и британскими фирмами становились разногласия в подсчете запасов.
Тем временем
BP и Shell до сих пор не могут придти в себя после того случая, когда в их работу в России вмешался 'Росприроднадзор'. BP были предъявлены обвинения в неправильном использовании лицензии на месторождении 'Ковыкта' в Восточной Сибири. В этом году BP была вынуждена объявить о передаче прав на месторождение российской госкорпорации 'Газпром'. Похожая история приключилась с Shell, которую вместе с их японскими партнерами 'Росприродонадзор' обвинил в нарушении природоохранных положений лицензии при эксплуатировании газового месторождения 'Сахалин-2'. Shell была вынуждена продать 'Газпрому' контрольный пакет акций крупнейшего в мире газодобывающего проекта, после чего нападки на нее прекратились. Кремль отказывается признать, что организовал данные акции, однако выражает согласие с тем, что часть иностранных компаний в прошлом добилась для себя неоправданно выгодных условий.