USD 86.5502

-0.75

EUR 94.3758

-1.08

Brent 81.54

+0.04

Природный газ 2.16

0

...

Положение о 'Газпроме'

Вопрос энергетической безопасности остро стоит в европейской повестке дня, и главная причина тому - жесткие действия России по использованию своего нефтегазового богатства в политических целях. Именно поэтому в предложенном Брюсселем на этой недел.

Положение о 'Газпроме'

Вопрос энергетической безопасности остро стоит в европейской повестке дня, и главная причина тому - жесткие действия России по использованию своего нефтегазового богатства в политических целях.

Именно поэтому в предложенном Брюсселем на этой неделе законе об энергетике большое внимание уделено положению об ограничении возможностей не входящих в зону ЕС компаний по приобретению электроэнергетических сетей Евросоюза. Возможно, 'положение о 'Газпроме'' и является искусной попыткой удержать в соответствующих рамках эту управляемую из Кремля компанию, но вряд ли оно будет действовать на практике.

В рамках предлагаемого закона корпорациям, подобным 'Газпрому', будет запрещено покупать активы европейских энергетических распределительных компаний при отсутствии соглашения между соответствующей страной и Евросоюзом. Если этот закон будет принят, он положит конец череде сепаратных сделок, которые 'Газпром' заключил с рядом стран - от Болгарии до Бельгии. Данные соглашения позволили этому гиганту стать совладельцем газопроводов и хранилищ газа. После долгих лет разобщенных действий, шедших порой в ущерб друг другу, страны-члены ЕС наконец пытаются выступать согласованно в отношениях с Россией.

Но даже если Евросоюз сумеет единодушно выступить в таком стратегически важном вопросе, совершенно не ясно, чья позиция в данном случае окажется сильнее. Москва много говорит о продаже газа Китаю, Японии и Северной Америке вместо Европы. Но пока она сможет построить для этого необходимую инфраструктуру, пройдет немало лет.

А тем временем, у Европы немного вариантов для замены 'Газпрома', который в 2005 году обеспечил ЕС четверть его газового импорта. Поставки из Северной Африки и с Ближнего Востока составляют лишь малую долю этого объема, и вряд ли их можно будет быстро увеличить. Все более выгодной альтернативой становится сжиженный природный газ, но поскольку его легче транспортировать, то и спрос на него во всем мире будет велик.

'Газпром' уже подверг критике предложение ЕС, а Москва может решить, что владение активами составляет слишком важную часть ее энергетической стратегии в Европе, чтобы сдаться без боя. В любой конфронтации все будет зависеть от того, кто моргнет первым: Европа, которой нужен газ, или 'Газпром', которому нужны евро. Позиция Брюсселя осложняется тем, что ряд стран-членов ЕС (среди них Австрия, Германия и Италия) осуществляют совместно с 'Газпромом' довольно прибыльные проекты. Вряд ли они захотят поставить их под угрозу. В ходе предстоящих дебатов по предложенному плану европейской солидарности придется пройти экзамен на прочность.

Есть и еще одно новое требование, которое также вряд ли сможет повлиять на амбиции 'Газпрома'. В соответствии с предлагаемым законом неевропейские фирмы должны будут соблюдать новые правила Еврокомиссии по 'разукрупнению собственности', установленные в среду для европейских компаний.

Комиссия предлагает разделить предприятия по оказанию коммунальных услуг, отделив производство энергии от ее распределения. Если необходимо, такое разукрупнение предлагается осуществлять силой. Брюссель оправдывает подобное вмешательство заявлениями о том, что владелец сети, который также продает электричество и природный газ, имеет мощный стимул лишить конкурентов доступа к своим сетям и не дать им возможности конкурировать со своей продукцией. Чиновники из ЕС утверждают, что рынки, где существует такое разделение, предлагают более низкие цены, чем те, где собственность не разделена.

Существует огромное количество проблем, связанных с этой мерой, в первую очередь, между собственно европейскими компаниями. У Брюсселя уже имеются способы внедрения правил конкуренции между коммунальными предприятиями. В двух предыдущих пакетах законов ЕС предусмотрел положение о том, что энергетические гиганты обязаны предоставлять конкурентам доступ к своим сетям распределения. Брюсселю необходимо в полной мере реализовать данные планы еще до того, как он сделает в этом направлении новые шаги, которые глава немецкой энергетической компании RWE Бертольд Бонекамп (Berthold Bonekamp) назвал 'насильственной экспроприацией' частной собственности.

Предвидя негативную реакцию по поводу разукрупнения со стороны Парижа и Берлина, Еврокомиссия предложила второй вариант, который по сути дела пускает под откос весь этот план разделения. В соответствии с предлагаемой альтернативой энергетической компании будет разрешено сохранить в собственности свою сеть распределения, если она назначит так называемого 'независимого системного оператора', который будет управлять этой сетью. Евросоюз заявляет, что обеспечит определенный уровень нейтралитета таких системных операторов, чтобы они предоставляли доступ к сети и планировали вложение в нее средств на конкурентной основе. Но страны-члены ЕС имеют большой опыт в составлении такого рода законов на пользу собственным национальным интересам. Трудно себе представить, что государственные подразделения энергоснабжения такой компании как, скажем, Electricitе de France, будут действовать в ущерб государственным же предприятиям по выработке энергии, которым принадлежит 90 процентов рынка.

Подобное разукрупнение может даже сыграть на руку России. При необходимости Москва сумеет создать какое-нибудь липовое подразделение 'Газпрома' по образцу потемкинской деревни, которое сможет обойти все новые ограничения Евросоюза. Представитель Еврокомиссии заявляет, что ЕС будет настаивать на проверке разделения предприятий по производству и распределению энергии перед подписанием двустороннего соглашения. Но реализовать такое правило на практике будет трудно, поскольку сами члены ЕС имеют возможность его нарушать.

***

Иметь дело с Россией Евросоюзу непросто. В сегодняшних дебатах из виду упускается один важный момент, о котором нельзя забывать. Речь идет о том, что свободные рынки предлагают гораздо более короткий и надежный путь к энергетической безопасности, чем вся эта мешанина с разукрупнением и независимыми системными операторами. Самый лучший ответ экономике по-путински заключается в том, чтобы не идти путем Владимира Путина и не усиливать контроль государства над энергетическими компаниями, как это делает сегодня французский президент Николя Саркози.

Европе нужны такие компании, которые конкурируют и в ходе этого состязания стремятся к новым высотам, а не прячутся трусливо в вырытых для себя окопах ограничительных норм.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram