Российские планы в отношении сербского энергетического сектора разделили Белград
Виды российского "Газпрома" на приватизацию сербской государственной нефтяной компании Naftna industrija srbija (NIS) уже несколько месяцев являются одной из внутриполитических тем в Белграде.
В понедельник премьер-министр Сербии Воислав Коштуница объявил, что вскоре будет заключено соглашение с русскими, главными союзниками Белграда в противодействии независимости Косово. "Это одно из наиболее важных для Сербии соглашений. Оно гарантирует стабильность энергоснабжения страны в ближайшие десятилетия", – отметил премьер-министр в пресс-релизе. Российское предложение должно быть еще ратифицировано парламентом.
Крупнейший в мире газовый консорциум "Газпром" открыто продемонстрировал свою заинтересованность в приватизации NIS летом 2007 года. На долю этой государственной компании приходится около 50% нефтераспределительных сетей Сербии.
Устами своего посла Александра Алексеева Россия объявила, что "Газпром нефть", нефтяное подразделение конгломерата, предполагает приобрести 51% активов NIS приблизительно за 400 млн евро. Российская компания обязалась вложить 500 млн евро в модернизацию сербских нефтеперерабатывающих предприятий и завершение строительства резервуаров природного газа.
Кроме того, Москва предложила подсоединить сербские газопроводы к "Голубому потоку", который "Газпром" строит под Черным морем. В этом случае по "Голубому потоку" газ будет доставляться из турецких и болгарских портов в Западную Европу через Сербию. 18 января в ходе официального визита российского президента Владимира Путина в Болгарию глава "Газпрома" Алексей Миллер высказал мнение, что Сербия и Россия "близки к окончательному соглашению".
По мнению Горданы Логар, аналитика независимой газеты "Данас", продажа NIS и газопроводов эквивалентна "утрате энергетической независимости за бесценок".
У русских есть и другие планы. Российская авиакомпания "Аэрофлот" заглядывается на свою сербскую коллегу JAT. Алюминиевый магнат Олег Дерипаска, которому принадлежит крупнейший черногорский производитель алюминия, заинтересовался медными шахтами и заводом в Боре.
"Эти богатства должны оставаться в собственности Сербии", – сказал нам мэр Бора Бранислав Ранкич, один из лидеров Сербской радикальной партии. Тем не менее, кандидат от этой партии Томислав Николич, лидирующий после первого тура президентских выборов, выступает за переориентацию Сербии в сторону России.
"Недостаточное" предложение
"Проблема не в праве русских заниматься бизнесом в Сербии, а в непрозрачности сделок и экономической заинтересованности в подобных инвестициях", – говорит Мирослав Прокопьевич, профессор экономики Института европейских исследований в Белграде. Он напоминает, что несколько лет назад российская нефтяная компания "Лукойл" приобрела распределительную сеть "Беопетрол" (на долю которой приходится 25% сербского рынка), "но не модернизировала ее".
Аналогичный вопрос встает в связи с приватизацией NIS, условия которой непонятны. "Предложенная цена, по крайней мере, в два раза ниже, чем мы получили бы, если бы сделка совершалась в результате торгов, а не закулисных переговоров", – считает Прокопьевич.
Министр экономики и регионального развития Младян Динкич, член мелкой партии G17, входящей в правительственную коалицию, назвал предложенную российской стороной цену "крайне недостаточной". "Сербия не ищет альтернативы российскому предложению", – отметила Сийка Пиштолова, редактор белградского интернет-ресурса Energy Observer.
Покупке NIS русскими придавали такое значение, что осенью 2007 года была создана специальная комиссия в правительстве, где с трудом сосуществуют проевропейские министры Демократической партии президента Бориса Тадича и консерваторы-националисты Демократической партии Сербии премьер-министра Воислава Коштуницы, выступающего за продажу NIS русским.
Наряду с подозрениями в коррупции наблюдатели высказывают удивление совпадением политического графика и ускорения переговорного процесса с "Газпромом". "Является ли это компенсацией сербского премьер-министра за российскую поддержку в ООН в связи с приближением провозглашения независимости Косово? – задается вопросом Мирослав Прокопьевич. – Или Борис Тадич вел переговоры о том, чтобы премьер-министр поддержал его во втором туре президентских выборов?"
Если только расчет кандидата Тадича не был таким: показать, что он не отворачивается от России, чтобы повлиять на радикальный электорат в момент, когда Сербия собирается подписать соглашение о сотрудничестве с Евросоюзом (28 января). Один из способов угодить одновременно и правым, и левым избирателям.