Энергетический поворот в вопросе о независимости. Косово в матче 'Россия - США'
Можно относиться со всем уважением к чувствам двух народов, к мнениям двух кандидатов (Николича и Тадича), которые 3 февраля сойдутся во втором туре сербских президентских выборов, а также к стремлению косовского премьера Тачи в любой момент провозгл.
В силу того, что 'на поле' сейчас играют различные страны и их противоречащие друг другу интересы, мы вправе ожидать ряда неожиданных ходов, а каждое действие будет иметь противодействие - согласно одному из основных законов физики. Независимость Косово устроит США (прежде всего) и Евросоюз. Но она неприемлема для России (прежде всего) и Китая.
Итак, на первый план выходят старые противоречия, стратегические замыслы двух стран. США стараются сместить зону своего влияния на Восток, а Россия, естественно, - на Запад. Бывшая Югославия на протяжении десятилетий служила границей между этими зонами. Независимость Косово и 'любезно предоставленные' американские войска на базе Camp Bondsteel - самой большой американской базе, не считая тех, что расположены в Ираке - могут нарушить это равновесие.
Если смотреть на ситуацию вокруг Косово глубже, то становится понятно, что она превращается в конфликт между производителями и потребителями газа и нефти. Неслучайно, одновременно с решением вопроса о независимости Косово, предпринимаются неожиданные ходы в энергетической сфере. Речь идет о соглашениях 'Газпрома' (этим газовым гигантом руководит человек, который завтра станет президентом России), которые были заключены с Сербией и Болгарией. Соединенные Штаты, которые горячо поддерживают строительство кавказского нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, пытаются использовать Косово и его стратегическое положение в противовес газопроводу 'Южный поток', который Россия строит совместно с итальянским концерном ENI. Европа и США сходятся также в том, что снижение влияния России как поставщика энергоресурсов будет выгодно Европе как потребителю (Евросоюз зависит более чем на 25% от российских газа и нефти). Стоит учесть, что Кремль также нанес удар по планам Европы и США в отношении газопровода 'Nabucco', договорившись о большом объеме поставок газа из Туркменистана и Казахстана.
Но рассмотрев эту ситуацию еще глубже, можно увидеть куда более серьезные противоречия. После падения Берлинской стены, стратегической целью США стало укрепление в роли единственной мировой супердержавы, и, следовательно, возможность самостоятельно управлять международным равновесием. Для этого Белый Дом содействовал образованию новых государств по этническому и религиозному принципу. Иногда этому способствовали политические и гуманитарные кризисы (как, например, в случае с Югославией), иногда это делалось преднамеренно. В голову сразу приходит Ирак, разделенный, по сути, на три части. Курдистан также может пойти по косовскому пути - пока хотя бы в плане военного присутствия США. Россия реагировала на это, содействуя по возможности, объединительным процессам. Речь идет о странах черноморского и прикаспийского регионов и Средней Азии, производителях газа. Кремль в последние годы высказывался за множество различных 'объединений'. И, следовательно, выступал, где только мог, против этих 'кусочков made in USA', от Косово до Ирака, от Ирана до Кавказа, угрожая отломать один из них себе - Абхазию, Северную Осетию или Приднестровье.
Учитывая такое положение вещей, можно сказать, что это только первый тайм 'балканского матча'. И после провозглашения независимости Косово, что уже неизбежно, этот матч еще не закончится.