Попахивает шантажом
И снова мы видим, как российский лидер Владимир Путин утверждает, что ни о какой политике речь не идет - просто Украина должна платить по счетам, и, если бы она это делала, 'Газпром' не угрожал бы ей решительными мерами. Что ж, может быть, так оно.
Что ж, может быть, так оно и есть. Конечно, в борьбе Украины с 'Газпромом' присутствует определенный финансовый аспект, и нет ничего удивительного в том, что Москва всячески старается извлечь максимум прибыли из своих немалых энергетических ресурсов.
Но если мир смотрит скептически на разъяснения Путина, то винить в этом Россия может только саму себя. В январе 2006 года было совершенно ясно, что 'Газпром' угрожал заморозить Украину потому, что Кремль вознамерился наказать именно жителей этой бывшей советской республики, в которой Россия еще стремится показывать свою имперскую власть. Они жестоко провинились перед ней, осмелившись избрать собственное, прозападное 'оранжевое' правительство - при том, что Путин всячески настаивал на противном варианте.
Поэтому нет ничего удивительного и в том, что и в Европе, и на Украине многие спрашивают себя: если на этой неделе в Киеве закончится газ, то не будет ли хотя бы одной из причин такого события решимость Украины вступить в НАТО - при том, что Москва этого очень не хочет? Если синий цветок газа на плитах украинских хозяек погаснет в тот самый момент, когда самолет их президента Виктора Ющенко приземлится в Москве - никто не сомневается, что визит получится нелегким, - это будет воистину классический образчик черного юмора по-кремлевски.
Мы можем лишь наблюдать за происходящим, надеяться на лучшее и верить Кремлю, утверждающему, что страны Западной Европы не пострадают из-за плохого поведения Украины. Но факт остается фактом: Европа позволила себе, сама не осознавая этого, впасть во все растущую энергетическую зависимость от России, и эти отношения уже сегодня не дают нам возможности влиять на Кремль - не говоря уже о том, чтобы критиковать его.
В 90-е годы Европа разрабатывала планы диверсификации источников нефти и газа с помощью Азербайджана, но по недопустимой глупости они были положены под сукно. Россия же тем временем не упускала ни одной возможности усилить свои монополистические позиции. Взяв на вооружение старый принцип 'разделяй и властвуй', она начала с того, что спроектировала газопровод Nord Stream напрямую в Германию в обход протестующей Польши. В этом году Кремль заключил сразу несколько удачных сделок и на Балканах, тем самым еще более затруднив разработку любых энергетических стратегий в рамках всего ЕС. Только за прошедший месяц была на корню скуплена компания NIS, фактически олицетворяющая весь бензиновый бизнес Сербии.
Политические последствия экономической зависимости Европы от российских нефти и газа очевидны: это и непротивление шантажу по Косово, и пассивность перед лицом угроз в адрес стран Балтии, принимающих зачастую вопиющие формы. А что до Украины - скорее всего, все как-нибудь образуется. Правда, мы на это вряд ли как-то сможем повлиять.