Америка должна быть хорошим образцом для подражания
У американцев и европейцев есть общая цель - построить прочный мир, основанный на свободе. Сегодня наши демократии сильны и полны энергии.
Но ключевое слово здесь - 'вместе'. Нам нужно обновить и вдохновить нашу демократическую солидарность. Нам нужно усилить наш трансатлантический альянс, сделав его ядром нового глобального пакта - Лиги демократий - в рамках которого более 100 демократических стран мира смогут объединить свои немалые силы ради продвижения наших ценностей и защиты наших общих интересов.
Этот пакт должен быть основан на взаимном уважении и доверии. Мы, американцы, вспоминаем слова наших основателей из Декларации независимости о том, что мы должны проявлять 'уважительное отношение к мнению человечества'. Наша огромная сила не означает, что мы можем делать все, что нам угодно и когда нам угодно, равно как мы не должны считать, будто обладаем всей необходимой мудростью и всем знанием для того, чтобы преуспеть.
Мы должны прислушиваться к мнению наших демократических союзников и уважать их коллективную волю. Когда мы считаем, что необходима международная акция - военная, экономическая или дипломатическая - мы постараемся убедить наших друзей в том, что мы правы. Но и мы со своей стороны должны быть готовы принимать их доводы.
Между тем, страны НАТО и Европейского Союза должны иметь способность и волю к действиям ради защиты свободы и экономического процветания. Они должны расходовать необходимые средства для создания эффективного военного и гражданского потенциала, который может быть применен по всему миру - от Балкан до Афганистана, от Чада до Восточного Тимора.
Мы приветствуем европейское лидерство, которое может улучшить мир и сделать его более безопасным. Мы ожидаем полной реинтеграции Франции в НАТО. И горячо поддерживаем усилия ЕС по созданию эффективной Европейской политики в области безопасности и обороны. Сильный ЕС, сильная НАТО и подлинное стратегическое партнерство между ними - все это в полной мере соответствует нашим интересам.
Все мы должны сами соответствовать нашим высоким стандартам нравственности и международной ответственности. Мы будем бороться с террористами и, в то же время, защищать права, являющиеся основанием наших обществ. Мы не можем пытать захваченных нами подозреваемых в терроризме или бесчеловечно обращаться с ними. Мы должны закрыть центр задержания на Гуантанамо и достичь общего международного понимания относительно того, как поступать с опасными задержанными, находящимися под нашим контролем.
Международная ответственность также означает бережное отношение к нашему общему дому. Риски глобального потепления не знают границ. Американцы и европейцы должны серьезно подойти к вопросу существенного снижения выбросов парниковых газов в ближайшие годы, иначе мир, который достанется нашим внукам, будет гораздо меньше. Нам нужно дать новый импульс американо-европейскому сотрудничеству в области изменения климата - ведь на кону здесь столько наших общих интересов. США и Европа должны быть лидерами, ведущими за собой остальной мир - прежде всего, бурно развивающиеся экономики Китая и Индии.
Я выступил с инициативой законопроекта, требующего снижения выбросов парниковых газов, но это только начало. Нам нужно соглашение, которое стало бы продолжателем Киотского протокола, система ограничений и торговли квотами, благодаря которой необходимое экологическое воздействие достигается экономически ответственным образом. Новые технологии открывают большие перспективы. Нам нужно задействовать силу и инновационность рынка для того, чтобы ответить на экологические вызовы. Уже сейчас безопасная, не воздействующая на климат ядерная энергия является важнейшим средством улучшения качества нашего воздуха и снижения нашей зависимости от иностранных энергоносителей.
Боюсь, что эта зависимость стала слабым местом как США, так и Европы, и дала рычаги влияния авторитарным государствам - экспортерам нефти и газа. США нужно быстрее освобождаться от импортной нефти. Европе нужна всеобъемлющая энергетическая политика для того, чтобы российские нефтяные и газовые монополии не могли вести себя как агенты политического влияния.
Вывод из этого таков: никто из нас не может действовать так, будто нас заботит лишь то, что происходит в наших собственных границах. Мы не можем определять свои национальные интересы настолько узко, чтобы упустить из виду то, как тесно связана наша судьба с судьбой остального человечества. Есть такая вещь, как добропорядочное международное гражданство. Если мы хотим быть образцом для других, то и сами должны быть образцовыми гражданами.
Безусловно, этой образцовой страной должны быть США. Сегодня лидерство значит нечто иное, чем в первые годы после окончания Второй мировой войны, когда Европа и другие демократии восстанавливались после военного опустошения, а США были единственной демократической сверхдержавой. Сегодня имеется мощный коллективный голос ЕС, Индии, Японии, Австралии, Бразилии, Южной Кореи, ЮАР, Турции и Израиля - назовем лишь несколько ведущих демократий. А еще есть борющиеся молодые демократии - такие, как Ирак, Афганистан и Ливан, которые нуждаются в помощи и заслуживают ее - на самом деле, в большей мере, чем мы предлагаем. В России демократия подверглась временному подавлению, но все мы заинтересованы в том, чтобы эта великая страна как можно скорее вернулась на демократический путь.
Это не идеализм. Это реализм в самом чистом виде. Именно мировые демократии создадут те основы, на которых мы можем и должны строить прочный мир.