Последний нефтяной рубеж?
Джордж Буш (George W. Bush) призывает входящие в Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК) государства увеличить поставки. Стоимость барреля нефти перевалила за отметку в 100 долларов США.
Хотя данные о запасах нефти и газа, скрытых подо льдом, как всегда, отличаются друг от друга и остаются неточными, становится заметно, что страны, окружающие Арктику, начали уделять полярным запасам углеводородов гораздо больше внимания, чем раньше.
В августе прошлого года весь мир говорил о том, что Россия разместила на дне океана в точке Северного полюса изготовленный из титана государственный флаг. Представитель "Газпрома" тогда отметил, что российский энергетический гигант ожидает обнаружить в Северном Ледовитом океане "новые крупные месторождения" нефти и газа и планирует проводить в этом регионе широкомасштабные разведывательные работы.
Канада, тем временем, заказала себе новые патрульные суда для "защиты своего суверенитета над Арктикой"; Соединенные Штаты объявили о планах обзавестись двумя новыми кораблями для плавания в полярных водах, а датчане направили экспедицию, чтобы определить на какую часть арктической зоны позволяет им предъявить претензии принадлежность Гренландии датской короне.
Оставшаяся в стороне Норвегия - которая десятилетиями ведет споры с Россией о демаркационных линиях в Баренцевом море - призвала всех закончить "золотую лихорадку", а в Арктику в это время хлынули "делегации" других государств - в том числе и из Китая, Индии и Японии - с целью оценить перспективы региона.
Что могут все эти "высокие гости" там найти? Первое, что они видят, это то, что "British Petroleum" на Аляске, норвежцы на севере своей страны и русские, ведущие разработку огромного Штокмановского месторождения в Баренцевом море, уже лидируют в этой игре.
ВР, конечно, разрабатывает свое давно открытое огромное месторождение нефти Prudhoe Bay, а норвежцы, запустившие недавно проект Snohvit, доставляют на берег огромное количество газа, который затем сжижается на самом северном в мире заводе по сжижению газа в Хаммерфесте.
Snohvit - это произведение искусства, все его морские сооружения находятся под водой и оснащены всем оборудованием, необходимым для извлечения и перекачки газа. Это настоящая "арктическая технология", так как она изобретена норвежцами, уделяющими большое внимание вопросам охраны окружающей среды и рыболовной промышленности, занимающей центральное место в их экономике.
Русские считают, что запасы их Штокмановского месторождения составляют поражающие воображение 3,8 триллиона кубических метров природного газа.
Итак, что достанется новой волне охотников за углеводородами?
Часто повторяется цифра в 25 процентов еще не обнаруженных мировых запасов нефти и газа (что составляет 400 миллиардов баррелей в нефтяном эквиваленте), однако она может быть слишком оптимистичной. Русские называют еще большие цифры.
По последним, более скромным оценкам, размеры запасов в два раза меньше - около 14 процентов еще не обнаруженных мировых запасов нефти и газа - из которых две трети составляют запасы газа и одна треть - нефть.
Крупные месторождения газа уже были открыты на Ямале, в восточной части Баренцева моря и на большей части арктических территорий Канады. Наибольшие запасы нефти могут быть обнаружены в Печорском море, заливе Баффин и на Северном склоне Аляски, хотя привлекательными могут стать и некоторые другие бассейны.
Однако мы уже начинаем гадать, пусть даже это гадание основывается на некоторых знаниях. Гораздо более важным вопросом является вопрос стоимости.
Во сколько может обойтись добыча этих запасов?
Ответ зависит и от границ нынешних технологий и от одного нового фактора - глобального потепления. Если арктические льды растают в скором будущем (не будем говорить здесь о последствиях этого явления), то добыча полезных ископаемых в этом регионе значительно упростится и удешевится.
Если жидкую нефть можно будет добывать по цене менее 40 долларов за баррель, то она будет не только приносить существенную прибыль на мировых рынках, но и сможет конкурировать с другими альтернативными ресурсами, такими как битуминозная нефть или тяжелая нефть (стоимость добычи которой также составляет 40 долларов). Кроме того, она будет гораздо выгодней, чем нефтеносный сланец (70 долларов) или чем нефть с месторождений, на которых применяются технологии воздействия на пласт (до 50 долларов).
Другими словами, несмотря на то, что оценки размеров возможных запасов снизились, и несмотря на высокие требования с точки зрения охраны окружающей среды, экономические расчеты дают разработке месторождений в Арктике зеленый свет.
Если цена нефти сохранится приблизительно на нынешнем уровне; если мировой спрос на нефть будет продолжать расти - пусть даже в условиях значительного повышения эффективности ее использования и увеличения доли чистых возобновляемых источников энергии; если ситуация на Ближнем Востоке и в других богатых нефтью регионах (таких, как Венесуэла), ухудшится, то Арктика станет еще более привлекательной.
Недавно министерство иностранных дел Норвегии организовало экскурсию на ледоколе по Северному Ледовитому океану, в которой принимали участие министры иностранных дел Норвегии, Германии и большое количество представителей других государств. В беседах, которые вели между собой эксперты и вероятные разработчики будущих месторождений из разных стран, коммерческие перспективы добычи ресурсов в этом регионе оценивались положительно.
Один из представителей Германии (не министр) настолько далеко зашел в демонстрации приверженности Арктике, что искупался в ледяных океанских водах, причем абсолютно голым.
Испытывающим энтузиазм инвесторам, работающим в энергетической сфере, и нефтяным компаниям, размышляющим о вложении миллионов или даже миллиардов долларов в этот последний нефтяной рубеж, следует позаботиться о том, чтобы не выплыть обратно в таком же состоянии, как этот немец!