ГАЭС преткновения
В проекте Программы деятельности Кабинета министров Юлии Тимошенко «Украинский прорыв: для людей, а не политиков» завершение строительства Днестровской ГАЭС, которая должна стать мощнейшей в Европе гидроаккумулирующей станцией, определено в качестве .
Так был ли ультиматум?
В марте в Черновцах состоялось уже 31-е (!) заседание совместной украинско-молдавской демаркационной комиссии. Однако информационное сообщение относительно прогресса в решении спорного вопроса о вынесении линии государственной границы на плотине буферного гидроузла каскада Днестровских ГЭС (который традиционно — от встречи к встрече — интересует общественность), распространенное пресс-службой Черновицкой облгосадминистрации, было на удивление лаконичным. Черновицкие чиновники ограничились скупой фразой о том, что для решения этой проблемы «совместная украинско-молдавская демаркационная комиссия решила провести встречу экспертов обеих сторон с выездом на место в ближайшее время».
И это несмотря на то, что в июле 2008-го исполнится уже пять лет со времени, когда 11 вооруженных автоматами молдавских пограничников во главе с тремя офицерами под угрозой применения оружия проникли со стороны своих постов «Козлов» и «Неславча» на территорию Днестровской ГЭС-2 и выставили охрану на плотине Днестровского буферного гидроузла. Сейчас эти 17,35 га земли на правом берегу Днестра, на которых находится вторая часть плотины Днестровской ГЭС-2 и нижнего водохранилища Днестровской ГАЭС (ДГАЭС), оказались отрезанными от остального объекта: де-факто за границей Украинского государства.
В отличие от черновицких чиновников, киевские оказались многословнее. Как сообщил УНИАН со ссылкой на члена украинско-молдавской демаркационной комиссии Анатолия Касьяненко, Молдова требует от Украины дать ей долю в строящейся Днестровской ГАЭС или оплатить стоимость земли, на которой ведется строительство. В противном случае грозит закрыть доступ украинским строителям на молдавскую территорию.
По данным УНИАН, причиной такой позиции молдавской стороны стало возвращение созданному в 2004 году ОАО «Укргидроэнерго» функций главного заказчика строительства станции в соответствии с приказом №14 «О заказчике строительства Днестровской ГАЭС» от 16 января главы Минтопэнерго Украины Ю.Продана. Этим приказом другое юридическое лицо — ОАО «Днестровская ГАЭС» — уже во второй раз за последние три года этого статуса лишили. В свою очередь, как сообщил автору этих строк представитель МИДа Украины Васыль Кырылыч, на заседании украинско-молдавской демаркационной комиссии вопрос о возможном запрете доступа украинским строителям на молдавскую территорию не обсуждался. Работа над вынесением линии государственной границы на плотине буферного гидроузла каскада Днестровских ГЭС продолжается. Г-н Кирилич также отметил, что появление в СМИ именно такой интерпретации позиции Молдовы может быть кому-то выгодно.
Однако если сообщения СМИ все же соответствуют действительности, то понять, почему смена главного заказчика строительства так раздражает молдавскую сторону, несложно. Ведь согласно действующему украинскому законодательству, ОАО «Укргидроэнерго» как стопроцентно государственная энергетическая компания не подлежит приватизации, следовательно, молдавская сторона не может претендовать на пакет акций в этом предприятии.
В то же время непонятно, почему Молдова не протестовала против смены заказчика строительства в декабре 2005-го, когда это произошло впервые. Остается только предполагать, что в арсенале сил, борющихся за контроль над станцией, есть весомые аргументы, способные повлиять на позицию даже суверенного государства.
Так что в случае закрытия доступа на молдавскую часть территории строительства Украина рискует так никогда и не завершить сооружение шестой (!) по масштабам стройки подобного типа в мире.
Ранее директор гидроузла Анатолий Жук не раз предупреждал, что работа буферного гидроузла ГЭС-2 во многом зависит от десятка контрольно-измерительных приборов подземного состояния гидротехнических сооружений, кабельных и электрической сетей, а также линии связи, которые размещены как раз на территории Молдовы. Некоторые из них нужно обслуживать едва ли не еженедельно. С учетом того, что главной задачей ГЭС-2 остается регулирование водного режима Днестра, в том числе во время паводков, возможные последствия выполнения молдавского ультиматума о недопущении на свою территорию украинских специалистов страшно даже представить.
К тому же, по заключению областного КРУ, проверявшего объект в 2003 году, если не принимать меры по скорейшей достройке объекта, то встроенная в аргелитовую скалу ГАЭС вместе со всем своим проржавевшим оборудованием может просто сползти в Днестр. По оценкам специалистов МЧС, в случае катастрофического сдвига узкое русло Днестра будет перекрыто сплошным массивом высотой в 20 метров, и тогда уж точно не обойтись без прорыва плотины и затопления целых населенных пунктов.
Атака клонов
О возможной ликвидации зарегистрированного исполкомом Новоднестровского городского совета Черновицкой области в марте 1999 года ОАО «Днестровская ГАЭС», 87,4% акций которого принадлежат НАК «Энергетическая компания Украины» (еще 11,48% акций ГАЭС контролирует аффилированное лицо НАК «ЭКУ» — ОАО «Укргидроэнерго», вместе получается 98,88%), впервые заговорили еще несколько лет назад. По сообщению пресс-службы Черновицкой ОГА, в конце октября 2005 года, находясь в Новоднестровске, тогдашний первый заместитель министра топлива и энергетики — президент НАК «Энергетическая компания Украины» Юрий Продан признался, что «предпочитает включить Днестровскую ГАЭС в ОАО «Укргидроэнерго».
Среди аргументов сторонников передачи целостного имущественного комплекса Днестровской ГАЭС на баланс ОАО «Укргидроэнерго» преобладал следующий: Всемирный банк вряд ли согласится кредитовать в значительных объемах небольшое ОАО «Днестровская ГАЭС», но не откажется иметь дело с мощной энергокомпанией «Укргидроэнерго» (объединяет семь станций на Днепре и одну на Днестре). В 2005 году выяснить у чиновников Черновицкой ОГА, можно ли говорить о «семейном заговоре» по захвату Днестровской ГАЭС ввиду того, что заместитель председателя правления ОАО «Укргидроэнерго» Петр Продан, курирующий проведение тендеров, и Юрий Продан являются родными братьями, тогда так и не удалось...
Собрание акционеров ОАО «Днестровская ГАЭС», на котором был рассмотрен вопрос ликвидации компании, состоялось в декабре 2005-го. И хотя статуса главного заказчика строительства станции указанное общество лишили, взять кредит у Всемирного банка ОАО «Укргидроэнерго», получившее этот статус, так и не смогло. 17 января 2008 года Всемирный банк принял решение не предоставлять кредит в 250 млн. долл. на завершение первой фазы строительства Днестровской гидроаккумулирующей электростанции в Черновицкой области.
Едва ли не единственными, кто искренне обрадовался такому решению банкиров, стали представители Национального экологического центра Украины, по-прежнему убежденные, что с достройкой ДГАЭС, призванной сберегать выработанную на АЭС электроэнергию, «в Украине окончательно воцарится энергозатратная экономика в угоду «атомному лобби». Несмотря на то что упомянутая точка зрения не лишена логики, сейчас речь о другом.
Невыполненным осталось обещание председателя правления ОАО «Укргидроэнерго», Героя Украины Семена Поташника завершить строительство первого агрегата Днестровской ГАЭС (сооружаемой почти 24 (!) года) к концу 2007-го. Хотя 2006 год и ознаменовался финансированием строительства из госбюджета в размере 260 млн. грн. и целевой надбавкой к тарифу за произведенную структурами «Укргидроэнерго» электроэнергию, но в главном финансовом документе страны на 2007 год средств на достройку ГАЭС не предусмотрели вообще. А наработать варианты самостоятельного обеспечения долгостроя средствами ОАО «Укргидроэнерго» так и не смогли.
Дальше — больше. Ликвидировать ОАО «Днестровская ГАЭС» ни в декабре 2005 года, ни в течение 2006-го и первой половины 2007 года тоже не удалось. Выяснилось, что в случае передачи госимущества от одного юридического лица к другому (в этом конкретном случае — от ОАО «Днестровская ГАЭС» к ОАО «Укргидроэнерго») у последней возникали серьезные налоговые обязательства в размере налога на прибыль (25% стоимости объекта, на строительстве которого по состоянию на начало 2008 года освоено более 1,5 млрд. грн. капиталовложений). Поэтому ОАО «Укргидроэнерго» тогда так и не смогло стать реальным собственником Днестровской ГАЭС. Единственное, что смогла сделать компания, так это стать инвестором строительного объекта, который формально принадлежал другому юридическому лицу. 4 мая 2007 года состоялось собрание акционеров ОАО «Днестровская ГАЭС», на котором было принято решение о прекращении процедуры ликвидации ОАО, то есть полномочия предыдущего заказчика были восстановлены.
Чтобы избежать дальнейшей путаницы, правительство Виктора Януковича с 1 июня 2007 года возвратило функции главного заказчика строительства от «Укргидроэнерго» ОАО «Днестровская ГАЭС».
Однако уже 26 июля тогдашний министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко лично посетил строительство. На совещании в городе энергетиков — Новоднестровске Ю.Бойко публично признал, что финансирование достройки Днестровской ГАЭС за счет целевой надбавки к действующим тарифам в размере 0,02 гривни за киловатт-час выработанной электроэнергии на отпуск двумя генерирующими компаниями — ГАЭК «Днестргидроэнерго» и ГАГК «Днепргидроэнерго», а также кредитов, взятых компанией ОАО «Укргидроэнерго», себя не оправдало. Поэтому предложил искать выход в привлечении частного капитала при сохранении контрольного пакета акций за государством. ОАО «Днестровская ГАЭС», государственная доля акций в которой, напомню, составляет 98,88%, а еще чуть более 1% контролируют частные компании, связанные, по информации СМИ, с экс-заместителем министра топлива и энергетики Алексеем Шеберстовым (консалтинговая компания «ЭнКоГ», сопровождавшая инвестпроект по завершению сооружения станции), подходит для этого едва ли не лучше всего.
Среди претендентов на возможное расширение собственного участия в строительстве СМИ называют ОАО «Южэнергострой», которое связывают с братьями Дмитрием и Леонидом Крючковыми. Одним из субподрядчиков ООО «Энергопром» после смены заказчика строительства ОАО «Днестровская ГАЭС» на ОАО «Укргидроэнерго» стала компания «Єдина будівельна». На объекте работает много других субподрядчиков. Например, консорциум «НПО «Укргидроэнергострой», основными участниками которого являются харьковские, николаевские и даже российские компании. Вместе с тем в черновицких СМИ обсуждалась информация о заинтересованности в реализации всего проекта структур, близких к Дмитрию Фирташу и Ринату Ахметову, на что якобы указывал состав наблюдательного совета ОАО «Днестровская ГАЭС».
Цена вопроса — 7,5 млрд. грн.
Досрочные парламентские выборы в 2007 году, формирование новой коалиции и смена правительства вновь отбросили ситуацию на строительстве стратегического объекта к состоянию на конец 2005 года. Во время министерского совещания 9 января 2008 года, на
23-й день после своего назначения на должность министра топлива и энергетики Украины, Ю.Продан подчеркнул неэффективность работы ОАО «Днестровская ГАЭС» как заказчика строительства и наблюдательного совета общества по обеспечению финансирования строительства станции. А уже 16 января он издал приказ №14 о передаче функций заказчика строительства от ОАО «Днестровская ГАЭС» ОАО «Укргидроэнерго».
То, что смена заказчика прошла не так безболезненно, как в декабре 2005-го, свидетельствует не только отставка многолетнего руководителя ОАО «Днестровская ГАЭС» и председателя ликвидационной комиссии общества образца 2005—2007 годов Васыля Суботы. Даже скупое сообщение пресс-центра НАК «ЭКУ» об «активных действиях, связанных с попытками исполнительного органа ОАО «Днестровская ГАЭС» и миноритарных акционеров частной формы собственности помешать проведению общего собрания» позволяет предположить, что по поводу смены заказчика строительства ГАЭС, кроме мнения профильного министра, существовали и другие.
Так или иначе, на общем внеочередном собрании акционеров ОАО «Днестровская ГАЭС» 14 февраля состоялся «отзыв и избрание председателя и членов наблюдательного совета, ревизионной комиссии, вследствие чего, как констатирует пресс-центр НАК «ЭКУ», «акционерам, представляющим государство, при содействии представителей Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку удалось надлежащим образом провести собрание и обеспечить установление эффективного контроля со стороны государства на предприятии, получив соответствующее представительство в составе наблюдательного совета и ревизионной комиссии общества». С 13 февраля и.о. генерального директора ОАО «Днестровская ГАЭС» стал Сергей Лунин, 18 марта он был назначен председателем ОАО.
Очевидно, что возможная ликвидация ОАО «Днестровская ГАЭС» и передача недостроенного имущества станции на баланс ОАО «Укргидроэнерго» окончательно закрепит за последним статус заказчика строительства. После этого даже в случае смены руководства Минтопэнерго (читай — возможной отставки Ю.Продана с должности министра) снова передать целостный имущественный комплекс Днестровской ГАЭС другому юридическому лицу вряд ли удастся. Ведь все 100% акций ОАО «Укргидроэнерго» находятся как раз в руках государства, а гидроэлектростанции не входят в перечень госимущества, подлежащего приватизации. Так что переиграть ситуацию с подрядчиками или вообще переориентировать финансовые потоки будет уже практически невозможно.
Понятно также, что смена заказчика строительства может повлечь за собой перезаключение уже новым заказчиком договоров о продолжении строительства Днестровской ГАЭС с генподрядной организацией. Хотя менять генподрядчика тоже вовсе необязательно. В конце концов, новый-старый заказчик строительства — ОАО «Укргидроэнерго» может просто обезопасить генподрядчика от посягательств других компаний. Ведь зарабатывать можно не только на распределении финансовых потоков, но и, собственно, на самих работах. Иначе чего бы тогда председатель Черновицкого облсовета Иван Шилепницкий на одной из пресс-конференций заметил: «На ГАЭС возникла ситуация, что есть очень много людей, которые заработали на продолжительном строительстве. Ключевое слово — продолжительном».
Директор филиала «Дирекция строительства Днестровской ГАЭС» ОАО «Укргидроэнерго» Василий Грынь фактически подтвердил информацию о том, что ООО «Энергопром» (г. Новоднестровск) без тендера остается генподрядчиком по строительству объектов Днестровской ГАЭС. «Этот вопрос обсудили на техническом совещании, а появившиеся в прессе обвинения — это попытка завести рака за камень и показать, что кто-то бережет государственные деньги, а кто-то якобы нет... А главное во всей этой истории — те инвесторы, я бы сказал, призрачные инвесторы, которые тоже не на тендерной основе скупили по 10 грн. акции, а теперь все это «дерибанят». И вообще: кто может командовать стройкой такого значения — государство или держатели незначительного пакета акций ОАО «Днестровская ГАЭС»?» — прокомментировал ситуацию
В.Грынь.
Если учесть непреодолимое желание многих «причастных» обогатиться на государственной собственности, то столь выгодное строительство, общая стоимость только первой очереди которого оценивается в 2,7 млрд. грн., может продолжаться не меньше, чем возведение Великой Китайской стены. (Суммарная стоимость всей станции, вторую очередь которой планируют сдать уже к 2015 году, оценивается в 7,5 млрд. грн.)
В конце концов, все перечисленные возможности касаются и госкомпании с незначительной долей частного капитала. Неизвестно, как относительно чего-либо другого, но искусством борьбы с государственной долей собственности безупречно овладели не только отечественные рейдеры, но и коллеги по энергетической корпорации.
Ну а то, что за контроль над станцией ведется настоящая война, косвенно подтвердила не только ситуация вокруг гипотетического молдавского ультиматума, но и история с якобы выдвинутыми тогда еще не ликвидированной Тендерной палатой Украины обвинениями в адрес главного подрядчика строительства ООО «Энергопром», которые на правах рекламы появились на одном из влиятельных интернет-порталов. И от которых Тендерная палата Украины на своем официальном сайте немедленно открестилась.