С возвращением правительства Берлускони внешняя политика Италии (о которой совсем не упоминалось во время предвыборной кампании) значительно изменится. Италия Берлускони станет больше ориентироваться на Соединенные Штаты и будет более дружественна к Израилю. После Германии (с Ангелой Меркель) и Франции (с Саркози) она будет третьей большой европейской страной, вернувшейся на крайне проатлантические позиции. Например, возможно, что она скажет "да" большему участию в Афганистане, и поддержит совместно с Саркози кандидатуру Блэра на новое председательство в ЕС. Но какова будет позиция Италии по основным вопросам, разделяющим НАТО и Россию? Берлускони, действительно, большой друг уходящего русского президента и будущего премьера Владимира Путина. Он всегда защищал его от европейской и американской критики, даже по чеченской войне и нарушению прав человека, и всегда повторял, что Россия уже является частью Запада. Он даже открыто критиковал заявления Джорджа Буша по вхождению Украины и Грузии в НАТО: "Россия чувствует себя окруженной, и после стольких усилий, приложенных к тому, чтобы Россия стала частью Запада, мы рискуем все испортить".
По мнению Оксаны Пахловской, преподавателя украинистики в римском университете "Ла Сапиенца", избрание Берлускони - "это нехорошая новость" для Киева. Мы же считаем, что, наоборот, Берлускони подчинится преобладающему внутри НАТО мнению, и ограничится взятием на себя роли посредника. Не только дружба с Путиным, но и эндемическая (свойственная данной местности - прим. пер.) энергетическая зависимость Италии, а также необходимость привлечения капиталов и экспорта продукции "made in Italy" для оживления экономики страны подсказывают Берлускони необходимость приоритетных отношений с Москвой.
Путин стал первым лидером, которого Берлускони встретил вчера на Сардинии после своего избрания. Уходящий русский президент, возвращаясь из Ливии, уже давно подготавливает соглашения с режимом Каддафи и Алжиром по поставкам газа в Европу. 'Газпром', который заключил в Триполи договор по созданию совместного предприятия с ливийской нефтяной компанией, заинтересован в строительстве подводного нефтепровода из Ливии на Сицилию. "ENI, - напомнил вчера Алексей Миллер, первое лицо концерна, - вовлечен в освоение больших залежей нефти и газа в Ливии. И мы ожидаем, что благодаря обмену активами между 'Газпромом' и ENI мы также сможем принять участие в этих проектах". "У нас есть хорошие возможности сотрудничества в общих проектах", - подтвердил, принимая Путина в Олбии (Сардиния), сам Берлускони.
ENI сотрудничает с 'Газпромом' по строительству нефтепровода на Черном море, который является альтернативой европейскому трубопроводу "Набукко" (Nabucco), задуманному для разрыва энергетической зависимости ЕС от России. Дружба между Берлускони и Путиным может воспрепятствовать усилиям ЕС по созданию единой энергетической политики. И если "feeling" (чувства - прим. пер.) между ними неоспоримы, не стоит также забывать, что правительство Проди проводило курс абсолютной преемственности по отношению к предыдущему правительству Берлускони в том, что касается отношений с Москвой по стратегическому партнерству в плане политики, экономики и энергетики, как сказал Д'Алема (министр ин. дел правительства Проди - прим. пер.) на саммите в Бари в марте 2007 года.
...
На стороне Путина во имя газа
С возвращением правительства Берлускони внешняя политика Италии (о которой совсем не упоминалось во время предвыборной кампании) значительно изменится.