USD 87.8754

-0.21

EUR 96.1018

-0.2

Brent 83.45

-1.3

Природный газ 2.098

-0

...

Сложно заниматься бизнесом, когда Россия не желает играть по правилам

Вчера министр финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что ссора между BP и ее российскими партнерами не должна нанести ущерб инвестициям в Россию.

Сложно заниматься бизнесом, когда Россия не желает играть по правилам

Вчера министр финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что ссора между BP и ее российскими партнерами не должна нанести ущерб инвестициям в Россию. Это фантасмагорическое отрицание определенных последствий обращения с компанией BP точно с иностранной наемной прислугой, без которой легко можно обойтись.

Теперь инвесторы не могут сбрасывать со счетов риск занятий бизнесом в стране, правительство которой, по-видимому, не придает большого значения принципу верховенства закона в случаях, когда этот принцип конфликтует с его, правительства, интересами. Очевидно, идея в том, что Россия особенно не встревожена перспективой отпугнуть некоторых инвесторов – сколько бы новый президент ни заверял в обратном. Когда баррель нефти стоит 140 долларов, это чрезмерно укрепляет мировоззрение, которое изначально тяготело к паранойе и изоляции.

BP и другие компании, участвующие в легко политизируемых коммерческих предприятиях (то есть большинство компаний), имеют на руках мало козырей. Есть более масштабный вопрос: что в силах сделать другие страны для того, чтобы убедить Россию, что уважение к принципам международного сотрудничества отвечает ее собственным интересам. В случае с Китаем этого удалось добиться, в отношении России – пока нет.

Спор касается принципиального вопроса: должны ли инвесторы со спокойной душой заключать сделки в России, рассчитывая на то, что условия контракта будут выполнены? Трудно переоценить, насколько важно для BP ее существующее уже пять лет предприятие ТНК-BP, принадлежащее в равных долях этой британской компании и троице олигархов. Половина общего объема добычи предприятия, принадлежащая BP, составляет более 800 тыс. баррелей в день – то есть более трети всей нефти, добытой компанией за прошлый год. Без этого предприятия объемы добычи нефти BP за последние пять лет выросли бы совсем ненамного.

Но в России нефть и газ даже там, где на них формально не распространяется контроль Кремля, все равно зависят от его капризов. На BP идет атака с двух сторон – наступают как министерства, так и совладельцы предприятия. На этой неделе схватка резко обострилась. Ведущий российский акционер Михаил Фридман заявил, что высокомерие BP – ключевая причина того, что олигархи бросили новый вызов ее иностранному менеджменту, и обвинил компанию в том, что она делает заявления в лучших традициях геббельсовской пропаганды.

Олигархи отрицают политические мотивы своих действий, но многие наблюдатели полагают, что нападки – это попытка завладеть контролем над предприятием перед его возможной продажей "Роснефти" или "Газпрому", государственным энергетическим колоссам (правда, вчера председатель правления "Газпрома" отрицал, что его компания питает такие намерения). Министерства тоже создают проблемы для иностранных сотрудников ТНК-BP из-за виз и разрешений на работу, а также высказывают сомнения в том, что компания выполняет нормы трудового законодательства.

Трудно не прийти к выводу, что, поскольку за недолгую жизнь ТНК-BP цены на нефть выросли вчетверо, некоторые лица в Кремле считают это предприятие слишком ценным, чтобы мириться с оттоком половины его прибыли за границу. Но правительство подает неоднозначные сигналы. Недавно на ежегодном Санкт-Петербургском экономическом форуме Игорь Шувалов, первый вице-премьер при премьер-министре Владимире Путине, произнес речь, которая привлекла большое внимание. Он заявил, что для успехов на ниве инноваций России необходимо создать демократические институты, а власти – меньше вмешиваться в экономику. Это созвучно первым шагам нового президента Дмитрия Медведева, который принял меры для защиты мелких фирм от чиновничества и заговорил о стимулировании конкуренции.

Китай – он вступил в ВТО и ведет поиски энергоносителей – по-видимому, уверен, что, проявляя готовность выполнять законы и контракты, часто действует на пользу собственным интересам. Россия в условиях, когда баррель нефти стоит 140 долларов, по-видимому, придерживается другого мнения.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram