Двойной картель удерживает ЕС в энергетических заложниках
БЕРЛИН - Вот уже несколько недель люди во всей Европе пытаются как-то справиться с мощным ростом цен на нефть.
Правительства заявляют о том, что пришло время диверсифицировать источники поставок энергоносителей, чтобы снизить зависимость от нефти. Но они хранят молчание по поводу прямой связи между нефтью и газом. Здесь, в Европе, а также в большей части азиатских стран цены на нефть и газ тесно связаны между собой. У потребителей и промышленных предприятий нет никаких шансов уйти от высоких цен на ископаемые виды топлива.
Молчание Евросоюза по поводу увязки нефтяных и газовых цен кажется странным. Одно из преимуществ Евросоюза - это его неизменная поддержка конкуренции. Но когда дело доходит до энергии, все меняется. Из-за давления со стороны влиятельных газовых компаний Европы Евросоюзу очень трудно обеспечить реальную конкуренцию в данном секторе, хотя шаги в этом направлении могли бы усилить конкурентоспособность ЕС.
Отсутствие дебатов и дискуссий об увязке нефтяных и газовых цен во многом объясняется европейской беспомощностью. По мере истощения газовых месторождений в Северном море ЕС все больше зависит от импорта нефти и газа. По оценкам Еврокомиссии, являющейся органом исполнительной власти ЕС, если сегодня потребности этого союза в газе на 54 процента удовлетворяются за счет импорта, то к 2030 году данный показатель будет равен 84 процентам.
Те цены, которые европейцы платят за нефть из Саудовской Аравии и других стран, диктуются не только спросом и предложением, но и картелем ОПЕК, на который Евросоюз никак не может влиять. Точно так же, он не имеет влияния на поставки импортного газа, который приходит в основном из России, Алжира и Норвегии. Хотя газового картеля как такового не существует, неформальный картель все же есть, поскольку производители договариваются увязывать газовые цены с ценами на нефть.
Так было не всегда. Когда после 1945 года природный газ впервые появился на рынках Европы, он конкурировал с нефтепродуктами в борьбе за свою долю в промышленном производстве и отоплении жилого сектора. По мере увеличения объемов поставок газа в Европу расширялась и газопроводная сеть. Один из первых крупных контрактов на строительство газопроводов был подписан в 1970 году между Советским Союзом и Западной Германией. Соединенные Штаты пытались этому воспрепятствовать, но потерпели неудачу.
Чтобы привлечь потребителя к использованию газа, его продавали по ценам, которые были ниже цен на нефтепродукты, особенно в связи с тем, что у многих потребителей была возможность переходить с одного вида топлива на другое. Но поскольку ценового эквивалента природного газа на рынке не существовало, для потребителей стандартом стала цена на нефть.
Газовый аналитик из парижского Международного энергетического агентства (International Energy Agency) Киеран Макнамара (Kieran McNamara) говорит о том, что такая увязка имела смысл, особенно для добывающих компаний, выкачивавших газ из-под земли. 'Долгосрочные контракты в увязке с нефтяными ценами позволяли проводившим разведку и освоение месторождений компаниям получать существенные инвестиционные средства, а потребители одновременно с этим получали разумный уровень цен и гарантию поставок в необходимых объемах', - отмечает он.
Некоторым странам, в том числе, Британии и США, удалось избежать такой увязки. Собственные резервы Великобритании позволяли ей самой устанавливать цены на газ и обеспечивать конкуренцию. Но сегодня, когда эти запасы почти полностью истощились, Британия становится чистым импортером энергоносителей, и цены соответственно увеличиваются. В отличие от Англии, Соединенным Штатам удается разделять цены на газ и нефть благодаря новому этапу развития в газовом секторе.
Европа также пытается найти новые источники поставок газа для удовлетворения своих потребностей. В Брюсселе о диверсификации источников поставок постоянно говорят с 2006 года, когда российская государственная компания 'Газпром' прекратила подачу газа на Украину, назвав в качестве официальной причины спор из-за цен.
В действительности же богатеющая благодаря высоким ценам на энергоносители Россия начала превращать свою энергетическую мощь в политическое оружие против прозападного правительства Украины. Евросоюз в ответ заявил, что пришло время снизить зависимость от России, которая обеспечивает более трети газовых потребностей Европы.
Один амбициозный план заключается в строительстве газопровода Nabucco, который позволит европейцам импортировать газ из центральноазиатских стран в обход России. Когда прокладка газопровода через шесть лет будет завершена, зависимость Европы от российского газа снизится, но не существенно. Со временем годовая пропускная способность Nabucco составит 30 миллиардов кубометров - но это гораздо меньше того объема, который нужен будет Европе. По данным Еврокомиссии, ежегодное потребление природного газа к 2030 году увеличится на 152 миллиарда кубометров.
Даже если отдельный трубопровод для ЕС приведет к диверсификации источников поставки, он не создаст автоматически конкуренцию. Нет причин полагать, что Азербайджан или Туркменистан будут поступать иначе, чем 'Газпром' или алжирская государственная нефтегазовая компания Sonatrach, и ликвидируют увязку цен на нефть и газ.
'Значительная часть газа для Европы закупается в рамках долгосрочных контрактов, в которых сохраняется ценовая увязка между нефтью и газом, определяющая уровень газовых цен', - говорит аналитик из консультативной компании Wood Mackenzie Питер Осбалдстоун (Peter Osbaldstone).
Некоторые страны ЕС, в частности, Испания, Дания и Германия, пытаются проводить диверсификацию в ином направлении, когда ряд городов в этих странах берет дело в собственные руки. Так, в немецком университетском городе Марбурге в этом месяце отопление за счет солнечной энергии сделали обязательным условием для всех строящихся и ремонтируемых зданий. А канцлер Ангела Меркель, несмотря на мощную оппозицию со стороны промышленности, на прошлой неделе добилась принятия мер по более широкому применению возобновляемых источников энергии и снижению к 2020 году выбросов двуокиси углерода на 40 процентов по сравнению с 1990 годом. Электроэнергетическая система страны также будет модернизирована для получения электроэнергии из возобновляемых источников, таких как энергия ветра.
В настоящее время возобновляемая энергия стоит дороже по сравнению с органическим топливом. Но по мере совершенствования технологий она может подешеветь. В любом случае, солнечная и ветровая энергия всегда будет бесплатной и чистой. Однако перемены в Европе проходят очень медленно. Если руководители и потребители не ликвидируют свою зависимость от нефти и газа, то ЕС останется заложником двойного картеля, который будет тормозить развитие Европы и рост ее конкурентоспособности.