Питер Мендельсон: "Газпром" должен признавать законы ЕС"
Евросоюз и Россия должны соблюдать законы друг друга, подчеркивает комиссар ЕС по вопросам торговли. Интервью. - На открывающемся сегодня вечером саммите ЕС-Россия главным яблоком раздора станет энергетика.
- На открывающемся сегодня вечером саммите ЕС-Россия главным яблоком раздора станет энергетика. Считаете ли вы, что Москва использует нефть и газ в качестве политических инструментов?
- Обе стороны подозревают друг друга в политизации данного вопроса! Мы должны отказаться от этих подозрений, чтобы сконцентрироваться на широком обсуждении всех энергетических вопросов: взаимной безопасности предложения и спроса, создания возможности взаимных инвестиций, свободы транзита, отсутствия дискриминации при доступе к газо- и нефтепроводам. Эти принципы должны быть прописаны в будущем соглашении о партнерстве. Но детали будут оговорены в более четком договоре о свободном обмене, о котором можно говорить только после вступления России в ВТО.
- Поддерживаете ли вы осуществляемое российско-германским консорциумом строительство газопровода по дну Балтийского моря? "Северный поток" оставляет в стороне все нынешние пути транзита, проходящие через Украину и Белоруссию.
- Никто не хочет оказаться в зависимости от одного-единственного источника поставок. Поэтому я за то, чтобы было много источников и газопроводов, это позволит нам гарантировать большую безопасность. Кроме того, страны-экспортеры энергии хотят, чтобы им была гарантирована безопасность спроса. Как видите, основа для масштабных переговоров есть. Их цель – внести ясность в правила и в контракты.
- Главное препятствие для этой ясности – российский газовый гигант "Газпром", известный своей непрозрачностью?
- Не Евросоюзу указывать России, как должна работать та или иная российская компания. Но факт есть факт: если "Газпром" хочет расширять свое рабочее присутствие на европейской территории, он должен считаться с политикой и законами, регулирующими энергетический сектор в ЕС. Точно так же европейские предприятия, представленные в России, должны соблюдать российские законы. Такая взаимность лежит в основе наших отношений. Именно поэтому Россия и Евросоюз непременно должны принять четкие и прозрачные правила.
- Инвестиционный климат в России сегодня омрачен делом ТНК-ВР, британской нефтяной компании, которая называет себя жертвой "рейдерства" со стороны своих российских акционеров. Станет ли этот случай испытанием для Дмитрия Медведева, нового президента?
- Я с радостью слушал его недавние выступления в защиту свободного рынка, прозрачности и необходимости укрепления правового государства. Я бы не стал называть какой-то конкретный случай "испытанием", иначе появляется тенденция преувеличивать значимость происходящего. В любом случае, конфликт между российскими и британскими акционерами ТНК-BP способствовал ухудшению международного представления об инвестиционном климате в России. Формально этой темы нет в повестке дня саммита ЕС-Россия, но я не удивлюсь, если она всплывет в ходе переговоров между лидерами стран.