Война с самим собой
Так кто же главный в российской нефтяной компании ТНК-ВР, в которой британскому нефтяному гиганту British Petroleum и российскому консорциуму ААР (в составе "Альфа-групп", Access Industries и 'Ренова') принадлежит равное количество акций? Попытка про.
По словам представителей ВР, проблемы у иностранных сотрудников начались тогда, когда работник компании, являющийся также акционером ААР, подал заявку на визы, неверно указав их количество. Президент ТНК-ВР Роберт Дадли, ранее также работавший в British Petroleum, пытается остановить близких к ААР сотрудников, но ему это не удается из-за разногласий на самом верху. Если все останется по-прежнему, примерно 45 работникам компании придется навсегда уехать из России. И это не единственный конфликт по поводу персонала совместного предприятия. Еще 150 консультантов, прикомандированных к ТНК-ВР компанией British Petroleum, не могут работать из-за судебной тяжбы, начатой одним не самым крупным акционером, который утверждает, что плата за их услуги это настоящее воровство.
Обе стороны с готовностью соглашаются, что такая дезорганизация в работе наносит ущерб компании - не просто потому что она оказывается недоукомплектованной персоналом, но и в связи с тем, что конфликты отвлекают от работы менеджеров и подрывают моральное состояние коллектива. Но уступать не хочет никто. Руководитель ААР Стэн Половец (Stan Polovets) говорит, что ВР управляет ТНК-ВР к собственной выгоде. Он твердо намерен поставить у руля более нейтральное руководство. ВР отвечает, что руководство совершенно нейтрально, и что именно ААР пытается оказывать чрезмерное давление.
В дополнение к вызывающему большую досаду вопросу о том, кто должен руководить ТНК-ВР, между сторонами существуют ряд настоящих разногласий по поводу того, как руководить совместным предприятием. ВР, например, настаивает на том, чтобы совместное предприятие искало новые месторождения нефти и газа, дабы изменить в лучшую сторону ее собственные невыразительные показатели в области разведки. Однако российских акционеров больше волнуют сегодняшние финансовые показатели. Согласно уставу фирмы, ВР вроде бы обладает преимуществом, так как она имеет право назначать главу совместного предприятия. Но как показывают проблемы с визами, у российских партнеров есть масса других способов настоять на своем. 2 июля они потребовали в срочном порядке созвать правление, чтобы добиться отставки Дадли.
ААР подала на ВР в суд в Москве, а также заявила, что готовится выдвинуть против нее арбитражный иск в Стокгольме. У Половца в запасе список из десятка других судебных дел, которые могут быть возбуждены по требованию ААР, если ВР не поддастся. А тем временем ВР настаивает на том, что все делает правильно, и что любой непредвзятый суд вынесет решение в ее пользу.
Но большинство наблюдателей считает, что в конечном итоге конфликт будет урегулирован в Кремле, а не в суде. Проблема заключается в том, что никто не знает, чего хотят российские политические лидеры. Потребует ли государство себе долю в компании - и если да, то кто будет ее продавать, и по какой цене? Уверенно можно говорить лишь об одном: чем дольше власти будут думать и решать, тем больше будет дешеветь ТНК-ВР.