Русские обеспокоены имуществом НИС
Нефтеперерабатывающее предприятие 'Нефтяная индустрия Сербии' (НИС) и российская компания 'Газпром нефть' спустя 2 недели после ратификации нефтегазового соглашения в сербском парламенте смогут подписать договор купли-продажи 51 процента акций этой с.
Перед этим российская сторона должна установить, каким именно имуществом распоряжалась НИС на 31 декабря 2007 года, так как Межгосударственным соглашением предусмотрена продажа именно этого имущества, а, как известно, в то время НИС имела в своей собственности лишь логотип и печать фирмы.
- Мы обеспокоены вопросом об имуществе НИС, прежде всего из-за недавней продажи 40 процентов акций, которую НИС провел в отеле 'Хаятт'. Мы сразу вышли на контакт с правительством Сербии с требованием остановить дальнейшую продажу сербской компании, - говорит Малышев.
Задаваясь вопросом, что именно покупает 'Газпром нефть', если известно, что имущество НИС передано Республиканской дирекции по имуществу, Малышев утверждает, что российская сторона будет апеллировать к сербскому правительству, чтобы это имущество как можно скорее было возвращено сербской нефтяной компании, добавляя, что договор купли-продажи определит, что именно приобретает новый владелец.
Он рассчитывает на то, что это будут нефтеочистительный заводы, бензозаправочные станции, а также месторождения нефти и газа в Сербии. Только полной модернизацией и реконструкцией 'Газпром нефть' может сделать из НИС выдающуюся компанию на Балканах, считает Малышев.
- Нефтеочистительные заводы в Сербии находятся в плачевном состоянии, а о качестве топлива можно судить, выйдя на белградские улицы, - продолжает Малышев, добавляя, что до настоящего момента потеряно уже полгода с момента подписания Межгосударственного соглашения, а реконструкция еще не начата...
Если и далее ситуация будет так продолжаться, под вопросом остается, получится ли у 'Газпром нефти' выпустить качественное топливо европейского уровня на сербский рынок до 2010 года, а именно это тот срок, до которого местный рынок должен быть либерализован. Как для НИС, так и для Сербии нежелательно усложнять ситуацию, так как у 'Газпром нефти', из-за высокой цены на нефть, с каждым днем дела идут все лучше. Это могло бы отразиться и на НИС, если бы русские уже купили 51 процент акций. Поэтому Малышеву непонятна логика сербских властей, которые не торопятся поднять экономику своей страны, когда для этого уже есть партнер.
Малышев еще раз подтвердил, что цена в 400 миллионов евро за акции и более 500 на модернизацию нефтеочистительного завода является адекватной, что подтвердили и независимые эксперты, и Сербия ничего не теряет, продавая компанию по такой цене.
Малышев также отметил, что долги НИС, которые выросли до 300 миллионов евро, требуют дополнительных и детальных переговоров с сербской стороной, добавляя, что он надеется на то, что долги больше расти не будут.
Остается неизвестным, подешевеет ли с приходом 'Газпром нефти' бензин в Сербии, принимая во внимание тот факт, что новый владелец имеет свои источники нефти.
- Только когда у нас будут минимальные расходы на переработку в сербских нефтеочистительных заводах, мы будем конкурентоспособны как по ценам, так и по качеству, - категоричен Малышев.
Он также опроверг появившуюся в СМИ информацию о том, что итальянская энергетическая компания ENI оказывает давление на 'Газпром', чтобы он отказался от строительства магистрального газопровода через Сербию и перенаправил его к соседней Румынии. 'Информация о том, что существует какое-либо давление со стороны итальянцев, неверна. Строительство газопровода 'Южный поток' через Сербию является составной частью энергетического соглашения с правительством Сербии', - подтвердил Малышев.
(Между Россией и Сербией 25 января было подписано соглашение по газотранспортной системе "Южный поток", которое предусматривает строительство 400-километрового сербского участка газопровода для транзита и ежегодных поставок природного газа на Балканы из России, а также строительство крупного газохранилища. В тот же день был подписан протокол о продаже российской "Газпром нефти" 51% акций компании "Нефтяная индустрия Сербии" за 400 миллионов евро и обязательство об инвестициях в модернизацию предприятия в размере не менее 500 миллионов евро. - прим. пер.)