"Северному потоку" угрожают обломки старинных кораблей и бомбы Второй мировой
Когда Швеция затопила 20 огромных деревянных кораблей более 250 лет назад, это было отчаянной попыткой помешать пройти вражеской датской флотилии.
Россия и Германия строят газопровод с тем, чтобы избежать политических проблем наземной транспортировки газа – Украина и Белоруссия в разгар ценовых споров с энергетическим поставщиком "Газпром" пригрозили прервать поставки в Западную Европу.
Морской трубопровод, который называется "Северный поток", сталкивается с препятствием иного рода. На морском дне по маршруту трубопровода рассеяно 100 тыс. тонн неразорвавшихся боеприпасов эпохи Второй мировой войны. Кроме того, немецкий флот обеспокоен тем, что один из боевых снарядов может попасть в газопровод и взорвать его во время учений в Балтийском море.
Экологи тем временем протестуют против нарушений пространства нерестилищ рыбы, а шведы опасаются, что российские субмарины, которые будут охранять трубопровод, могут заниматься шпионажем – как они это делали в прошлом – в их водном пространстве.
Плюс обломки кораблей. В 1715 году шведы наполнили 20 своих крупнейших кораблей камнями, направили их к юго-востоку от острова Рюген, который сейчас принадлежит Германии, и затопили их. В результате получилась цепь зубчатых ловушек протяженностью более километра, которая послужила передовой обороной против датчан.
Эти обломки были обнаружены в 1990 году и объявлены ценным морским археологическим объектом. Они находятся как раз в том районе, где, как предполагается, "Северный поток" выйдет на поверхность. Газ, поступающий из Выборга в России, поблизости от финской границы, будет подаваться под высоким давлением, пока не достигнет Грейфсвальда, поблизости от Рюгена.
"В ближайшие недели мы намерены направить дайверов к обломкам, – заявил Йенс Ланг, который отвечает за получение разрешения на строительство трубопровода в водах Германии. – Я полагаю, обломки одного из кораблей будут подняты в следующем году".
Он планирует проделать брешь в прочной цепи обломков, чтобы освободить место для прокладки трубопровода.
Эта операция не так проста, как кажется. Поднятие одного из 20 кораблей может дестабилизировать всю подгнивающую флотилию. А строительные работы могут привести к их распаду.
Операцию будет оплачивать русско-немецкий консорциум, половиной которого владеет "Газпром", который намерен завершить трубопровод в 2011 году. Этот срок кажется многим экспертам нереалистичным, потому что морское дно Балтийского моря недостаточно картографировано. Трубопровод, как предполагается, пройдет мимо шведского острова Готланд, где было обнаружено более 100 обломков. Согласно историческим источникам, за последние 250 лет около острова затонуло 2500 кораблей.
По подсчетам некоторых экспертов, газ начнет поступать по трубопроводу только в 2015 году. Каждый месяц просрочки приводит к удорожанию проекта. К примеру, значительно выросла цена на сталь, что приведет к повышению стоимости производства более 1000 км труб.
По оценкам представителей проекта "Северный поток", спрос Европейского союза на газ к 2015 году возрастет на треть. Вопрос в том, будет ли цена на балтийский газ достаточно конкурентной к тому времени, когда будет закончен трубопровод.
Финны, шведы, датчане (маршрут трубопровода был изменен вокруг датского острова Борнхольм), поляки и немцы – все подали свои претензии. Похоже, никто не торопится давать зеленый свет трубопроводу, который расширит влияние "Газпрома" на Западе.
"Эти крайне важные воды, – отметил Андреас Карлгрен, министр по вопросам окружающей среды Швеции. – Нам нужно как можно больше информации, прежде чем мы сможем одобрить такой огромный проект".
Жизненно важная связь с Западом
– Первый трубопровод, как ожидается, будет перекачивать 27,5 млрд кубометров газа в год с 2011 года. Второй, параллельный трубопровод, удвоит пропускную способность в 2012 году.
- Этот проект, по оценкам, обойдется в 7,4 млрд долларов. По оценкам независимых экспертов, он будет стоить 12 млрд долларов.
- Поступая в Германию, газ затем будет транспортироваться в Британию, Францию, Данию и страны Бенилюкса.
- Сделку по строительству трубопровода заключили в 2005 году тогдашний президент России Владимир Путин и Герхард Шредер, который тогда был канцлером Германии.