Неприкрыто агрессивная нефтяная политика России
Если избранный президент Барак Обама и его главные советники сделают только один вывод из августовского вторжения России в Южную Осетию и ее последующей оккупации, то этот вывод должен звучать так: Москва стремится стать энергетической сверхдержавой..
Россия уже занимает второе место в мире по объему добычи нефти, качая почти 10 миллионов баррелей в день, и является крупнейшим поставщиком природного газа. Как все страны, экспортирующие энергоносители, Россия необычайно выиграла от роста цен в последнее десятилетие. Повышение цены нефти на один доллар давало российскому бюджету около миллиарда долларов дополнительного дохода. В результате, российские золотовалютные запасы выросли с 12 млрд. долларов в 1999 г. до 470 миллиардов в конце прошлого года, и тем самым Россия встала в один ряд с такими странами, как Китай, Индия и ближневосточные нефтедобывающие государства.
Направив танки в Грузию, Кремль дал сигнал о том, что он намерен установить контроль над запасами нефти и газа бывших советских республик каспийского бассейна, создавая угрозу срыва поставок энергоносителей в Европу. Эта возможность могла бы дать России рычаги политического воздействия на Германию, Чехию, Словакию, Украину и другие страны Центральной и Восточной Европы, сильно зависящие от российских энергоносителей.
В условиях роста цен на нефть, усиливавшего позицию Кремля, Путин сурово разбирался с российскими бизнесменами. Самым громким делом стал суд над председателем правления нефтяной компании 'ЮКОС' Михаилом Ходорковским и его последующее тюремное заключение.
Позже активы компании были распроданы по броссовой цене государственным компаниям, одну из которых - "Газпром" - возглавлял Дмитрий Медведев, выбранный Путиным себе в преемники.
Вопреки условиям контрактов, подписанных с западными нефтяными компаниями, Кремль аннулировал лицензии ExxonMobil и Chevron на разработку месторождений, а затем вынудил Royal Dutch Shell продать часть акций "Газпрому". Затем, усиливая давление, Россия подняла прежде льготные цены на газ для Украины и Беларуси - стран, через которые идет значительная часть российского экспорта газа на Запад.
Новая администрация Обамы должна осознать, что Россия может взять за горло европейских союзников Америки и сыграть своей энергетической картой, когда захочет: например, чтобы заблокировать дальнейшее расширение НАТО или ЕС.
Вероятным следующим ходом России, который может быть отложен до тех пор, пока глобальная экономика не начнет собираться с силами, будет попытка сколотить глобальный газовый картель по образцу Организации стран-экспортеров нефти. Примерно 15 газодобывающих стран под руководством России и Ирана договорились в 2004 г. о создании 'исполнительного бюро' для согласования 'интересов' на глобальном газовом рынке.
В условиях превышения спроса на природный газ над предложением будут усиливаться инициативы по коллективному снижению добычи и повышения цен.
Для Соединенных Штатов наилучшей защитой от изменчивых цен на нефть и газ и российского шантажа будет сочетание консервации с повышением добычи энергоносителей и энергетической эффективности.
Но долгосрочные решения блокируются из-за того, что Конгресс зашел в тупик по вопросу энергетической политики, а Белый дом не проявляет реального лидерства.
Хотя благотворную роль сыграет увеличение добычи отечественных энергоносителей путем разработки доказанных запасов нефти и газа на внешнем континентальном шельфе, горном Западе и Аляске, самым важным шагом на энергетическом фронте, который могут сделать Соединенные Штаты, является более широкое использование угля и атомной энергии.
Америка обладает запасами угля на 250 лет, что в энергетическом эквиваленте больше, чем нефтяные запасы Саудовской Аравии или России.
В особенности, избранный президент должен пересмотреть свою позицию по углю. 'Чистый уголь' - не оксюморон. Строительство электростанций на угле, которые будут использовать новые технологии улавливания и хранения выбросов двуокиси углерода глубоко под землей и преобразование угля в сжиженное транспортное топливо - это разумные меры.
Более широкое использование угля и атомной энергии высвободило бы немалые объемы природного газа для использования в домашних хозяйствах и промышленности, и стало бы значительным шагом по повышению защищенности Соединенных Штатов перед шантажом со стороны как ОПЕК, так и России.