Путинский будильник прозвенел снова: мы уязвимы для шантажа
Трудно понять, что более противно - слушать злобную ложь, извергаемую Кремлем, или наблюдать готовность европейских политиков, оставленных без газа, устроить 'темную' Украине.
Сегодня 'Газпром' торжественно открыл вентили, которые, вообще-то, вообще не должен был закрывать, но это оказалась не более чем пропаганда. Во-первых, по трубе прошел лишь жалкий ручеек топлива, и тот был остановлен через несколько часов. А, во-вторых, 'Газпром' настаивал, что 'пробная прокачка' должна пойти по трубопроводу, который нужен Украине для внутренних потребителей - для газоснабжения Одессы и других городов. Чтобы прокачать этот объем в Европу, Украине пришлось бы оставить без отопления своих собственных граждан. Неудивительно, что наблюдатели ЕС своими глазами увидели эту российскую обструкцию.
Поток газа в Европу возобновится только тогда, когда Владимир Путин решит, что России удалось-таки сделать из Украины козла отпущения. Но даже окончание данного конкретного кризиса не изменит того факта, что Европа полностью зависит от капризов России. Российский премьер сделал то, чего не делали до него даже советские лидеры - превратил главный актив страны в инструмент политического шантажа. Он уже делал это в 2006 году; он может сделать это и в будущем.
ЕС, лежа на спине и дергая лапками, до сих пор повторяет, что это 'коммерческий спор'. Забудьте. Россия не предприняла ни одной серьезной попытки разрешить ценовые разногласия с неэффективным и раздробленным правительством Украины. То, что мы наблюдаем - это 'холодная война' Кремля против мечты Украины принадлежать Западу. Когда Путин - заметьте, Путин, а не руководители 'Газпрома' - отдал указание прекратить поставку газа Украине, а вместе с ней и всей Европе, он имел в виду исключительно политический акт следующего содержания: если замерзающие европейцы хотят стабильных поставок российского газа, то пусть либо вместе с 'Газпромом' вкладываются в строительство новых газопроводов по дну Балтийского и Черного морей, которые пойдут в обход 'ненадежной' Украины, либо отдадут дело 'обеспечения надежности' Украины на откуп России. Иными словами, если хотите газа - руки прочь от Украины.
Путин даже не пытается скрыть, что российские нефть и газ - его оружие в битве за восстановление российского господства на территории потерянной империи, за ослабление сопротивления Европы этому великому плану и вообще за то, чтобы Россию снова уважали и боялись в мире как великую державу. Главная его стратегия - превратить 'Газпром', ферзя на шахматной доске глобальной энергетики, в настоящий картель с присутствием от Китая до Африки и Латинской Америки. Уже сегодня, как говорит сам Путин, 'Газпром' стал 'мощным рычагом экономического и политического влияния в мире'.
На первое отключение российского газа в 2006 году Европейский Союз ответил принятием плана обеспечения 'энергетической безопасности' - диверсификации поставок, строительства новых газохранилищ, создания единой газотранспортной сети в ЕС и выходу на переговоры с Россией единым голосом. И что же? да, построили несколько новых емкостей для хранения - да и те, кстати, не в Великобритании, которая, как бы невероятно это ни звучало, может обеспечить себя запасами газа всего на две недели (для сравнения, Франция, с ее атомными электростанциями, запасается газом на 18 недель), - но вскоре ЕС снова потянул знакомую волынку с углеродными выбросами, а отдельные страны, в первую очередь Германия, убежали в 'Газпром', подписывать полюбовные сделки.
И вот будильник прозвенел снова. На этот раз просто нельзя, нажав кнопку, снова залезать под одеяло. Что бы ни говорилось в договоре по выбросам о доле возобновляемых источников энергии, в первую очередь достижение поставленных целей основано на увеличении доли газа, из которого в Европе производится пятая часть всей электроэнергии. Четверть этого газа идет из России, 80 процентов российского газа - через Украину. Сейчас Россия в Азербайджане раздает направо и налево взятки, чтобы Баку отвернулся от проекта европейского газопровода Nabucco, по которому его газ мог бы идти через Турцию в Австрию. К тому же, 'Газпром' уже влез в проект газопровода из Нигерии в Европу через Сахару и Алжир. В итоге Европе ничего не остается, кроме как смириться с и без того высокой и постоянно растущей зависимостью от газа, контролируемого 'Газпромом'. То есть Кремлем.
Казалось бы, это проблема континенталов, а не британцев. Но думать так - значит принимать желаемое за действительное. В Великобритании уже сегодня не хватает генерирующих мощностей, а к 2020 году из наших нынешних 60 гигаватт будет выведена треть - это старые угольные и атомные электростанции. Уже через шесть лет - для электроэнергетики это почти ничего - нехватка генерации будет представлять опасность для национальной экономики.
На этой неделе немецкий консорциум, созданный E.On и RWE, объявил, что планирует построить четыре новых атомных станции, способных восполнить половину этого дефицита; несколько станций меньшей мощности планирует построить и французская EDF, которая только что купила British Energy. Но поскольку Великобритания целых десять лет провела, ничего не делая и притворяясь, что атомная энергетика ей не нужна, ни одна из этих станций не будет построена достаточно быстро, чтобы закрыть период самой серьезной нехватки. На морские ветряки надежды мало, а 'зеленый свет', который Эд Милибэнд (Edward Miliband, министр Великобритании по энергетике и вопросам изменения климата, брат министра иностранных дел Дэвида Милибэнда - прим. перев.) дает постройке новых угольных станций - это разворот, сделанный потому, что дальше ехать уже некуда. В общем, решение проблемы возможно только с газом, а запасы британского газа в Северном море быстро иссякают.
Иными словами, Великобритания также приговорена к тому, чтобы когда-нибудь прийти к 'Газпрому', и поэтому сегодня она так же заинтересована в противостоянии российскому шантажу, как и Болгария. Еще недавно принято было думать, что стабильность контрактных отношений обеспечена, поскольку 'Газпром' зарабатывает в Европе 60 процентов всей своей прибыли. Как видим, это совершенно не так.
При Путине главное в 'Газпроме' - это власть. В Европе 'Газпром' продвигается в сектор распределения газа, скупает газовую инфраструктуру и вступает с европейскими компаниями в совместные предприятия везде - 'от скважины до конечного потребителя'. И его движение в сторону европейских энергетических активов не встречает практически никаких препятствий, несмотря на то, что на российских нефтегазовых месторождениях иностранных инвесторов ждут жесткие ограничения, а то и просто обман и выдавливание - как уже поняли на собственном горьком опыте Royal Dutch Shell и BP. А когда будет построен транссибирский газопровод на Восток и в борьбу за контракты с 'Газпромом' вступит Китай, Европа окажется в еще более уязвимом положении.
Однако Кремль неправильно выбрал время для выяснения отношений. Еще год назад, когда 'Газпром' занимал третье место во всем мире по рыночной капитализации, уступая только ExxonMobil и General Electric, инвесторы, ослепленные 'бизнесом на триллионы долларов', о котором трубил 'Газпром' в своих проспектах, не замечали ни беспорядочной скупки компанией самых разнообразных активов, ни халатного отношения к важнейшей инфраструктуре. Но кредитный кризис и падение цен на энергоносители подмочили порох в газпромовских пушках: курс его акций упал на 76 процентов, долга на нем - 50 миллиардов долларов. 'Газпром', конечно - не банкрот, выручка у него тоже немалая, но ему вряд ли удастся и поддерживать поток газа из существующих месторождений, и где-то найти 32 миллиарда фунтов на строительство двух газопроводов в обход Украины - 'Северный поток' по дну Балтийского моря и 'Южный поток' по дну Черного.
Эти два газопровода - ключ к путинской стратегии 'разделяй и властвуй'. Он надеется, что нынешний скандал с Украиной напугает европейцев настолько, что они сами прибегут с деньгами на их строительство. Но европейцы должны сделать ровно наоборот - выбросить оба проекта в мусорное ведро. ЕС должен в качестве арбитра добиться справедливого и долгосрочного разрешения противоречий с Киевом, отдельно подчеркнув, что на Украине есть все необходимые Европе транзитные мощности, а всем остальным просьба не беспокоиться. Кроме того, ЕС должен настоятельно потребовать, чтобы Россия открыла свою энергетическую отрасль для иностранных инвестиций, а в противном случае заблокировать все движения 'Газпрома' в Европе.
Но прежде всего нужно обеспечить снижение зависимости Европы от 'Газпрома'. Великобритания должна встать во главе проведения срочной программы по развитию технологий сжиженного природного газа, который можно получать от таких крупных поставщиков, как Катар. Мы должны взглянуть в глаза реальности: те, кто должен обеспечивать энергетическую безопасность Великобритании и всей Европы - о которой никогда нельзя было забывать, - заблудились в 'зеленом' лесу. Хотя бы сейчас, еще раз посидев в путинском морозильнике, Европа должна подойти к делу с холодной головой.