После притеснения Shell в проекте "Сахалин-2" и конфликта акционеров в ТНК-ВР иностранные инвесторы засомневались в привлекательности инвестиционного климата в России и особенно в ее нефтегазовом секторе. Сейчас ситуация выправилась, но министр иностранных дел Норвегии Йонас Гар Стере предупредил, что она может снова усугубиться. Он отметил, что на настрой StatoilHydro, которой предстоит вложить крупные средства в Штокман, может повлиять итог спора между норвежскими и российскими инвесторами, которые воюют за контроль над телекоммуникационным оператором "ВымпелКом".
Итоги спора между норвежской Telenor и российской "Альфа-Групп" за контроль над "ВымпелКомом" окажут влияние на общий инвестиционный климат в России, заявил министр иностранных дел Норвегии Йонас Гар Стере, пишет Reuters. Он напомнил, что государственная компания StatoilHydro участвует в Штокмановском проекте, и хотя ее вложения не зависят напрямую от спора в телекоме, но нефтегазовый холдинг наблюдает за судьбой иностранных инвестиций в России. "Каждый иностранный инвестор при выходе на рынок России будет учитывать предыдущий опыт своих коллег", — подчеркнул норвежский министр. В случае с "ВымпелКомом", по его мнению, обеим компаниям необходимо прийти к компромиссу, так как в противном случае обе понесут потери. В StatoilHydro комментарии о ее отношении к инвестициям в Россию получить не удалось.
Telenor, 54% которой принадлежат правительству Норвегии, не раз заявляла, что российские компании специально инициировали против нее судебные разбирательства, чтобы незаконно завладеть около 30% "ВымпелКома" — вторым по величине сотовым оператором в России.
Спор "Альфа-Групп" и Telenor — это внутренний спор, который никак не отражает состояние инвестиционного климата нашей страны, уверен заместитель генерального директора НКГ "2К Аудит — Деловые консультации" Павел Розенфельд. Два крупных собственника не смогли определиться с дальнейшей стратегией развития "ВымпелКома". И при любом развитии ситуации маловероятно, что StatoilHydro выйдет из проекта освоения Штокмановского месторождения. Компания приложила немало усилий, чтобы получить в нем долю. По мнению г-на Розенфельда, нефтегазовые проекты так или иначе будут привлекать иностранные инвестиции. Россия намного стабильнее Нигерии, Ирака или Венесуэлы.
В прошлом году имидж России несколько подпортил конфликт в ТНК-ВР, однако в результате конфликта смены собственников не произошло, что успокоило иностранных инвесторов, отмечает старший аналитик ФК "Открытие" Наталья Мильчакова. Ситуация с "Сахалином-2" — далеко не единственный прецедент в мире, транснациональные корпорации выживают из некоторых других нефтедобывающих стран, или не пускают, или вводят ограничения для иностранных инвесторов. И Россия здесь — счастливое исключение из правил. Ведь Shell осталась в проекте, и ее права практически не были ущемлены, считает г-жа Мильчакова.
Впрочем, пока никаких негативных сигналов в разработке Штокмана не наблюдается. Как подтвердил вчера глава Shtokman Development AG Юрий Комаров, акционеры рассчитывают реализовать проект в срок и капвложения не пересматривались. По его словам, объем инвестиций по-прежнему оценивается в 15 млрд долл. Г-н Комаров отметил, что сейчас наблюдается "хорошая тенденция, помогает кризис", кроме того, будет интересная конкуренция между подрядчиками, и это повлияет на стоимость.
Он также отметил, что схема финансирования проекта пока не определена окончательно, планируется, что это будет проектное финансирование — 70% заемных средств, 30% — собственных средств акционеров. Предполагается, что схема будет подготовлена к началу строительства. До организации привлечения внешнего финансирования средства в проект будут вкладывать акционеры.