В конце минувшей недели в Санкт-Петербурге прошло заседание российско-венесуэльской межправительственной комиссии. Его главной задачей была подготовка предстоящего в сентябре визита в РФ президента Венесуэлы Уго Чавеса. Возглавляющие комиссию вице-премьер РФ Игорь Сечин и вице-президент Венесуэлы Рамон Каррисалес объявили, что этот визит укрепит энергетический союз двух стран, кульминацией которого станет начало работы в Венесуэле консорциума пяти крупнейших нефтяных компаний РФ. Правда, как выяснил корреспондент "Ъ" АЛЕКСАНДР Ъ-ГАБУЕВ, ресурсной базой консорциума окажутся не новые месторождения, а собранные в общий котел собственные проекты российских компаний в Венесуэле.
Прорывных соглашений по итогам заседания российско-венесуэльской комиссии заключено не было. Его участники ограничились подписанием документов о сотрудничестве в сферах туризма, рыболовства, образования, экологии, борьбы с оборотом наркотиков, а также дополнения к протоколу о намерении создать российско-венесуэльский банк с капиталом $4 млрд. По словам Рамона Каррисалеса, соглашение по этому вопросу будет подписано в сентябре во время визита Уго Чавеса.
На итоговой пресс-конференции Игорь Сечин и Рамон Каррисалес заявили о том, что сотрудничество Москвы и Каракаса развивается очень успешно и приобрело за последний год "новую динамику". Впрочем, состав участников переговоров свидетельствовал: некоторые направления сотрудничества, намеченные во время прошлогодних поездок господина Сечина в Венесуэлу, явно испытывают проблемы из-за кризиса. Например, прошлой осенью "Русал" подписал с венесуэльской Guayana меморандум о создании СП для строительства комплекса по производству алюминия и глинозема, а "Интер РАО ЕЭС" — меморандум о сотрудничестве с Национальной электроэнергетической корпорацией Венесуэлы по строительству электростанций, которые снабжали бы энергией алюминиевый комбинат. Но на сей раз представители обеих компаний на переговоры не приехали.
Единственным документом в ключевой для двух стран сфере энергетики стало подписанное между министерствами энергетики РФ и Венесуэлы соглашение о сотрудничестве в области переработки нефтяного кокса. "Мы обязательно построим электростанцию, которая будет использовать это сырье",— пообещал Игорь Сечин. А вот каких-либо документов в рамках созданного в октябре прошлого года Национального нефтяного консорциума (ННК), куда входят российские "Роснефть", "Газпром нефть", ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР и "Сургутнефтегаз", подписано не было. Этот мегапроект запустили с подачи Игоря Сечина: пятерка российских компаний совместно с венесуэльской госкомпанией PdVSA планировала начать разработку нефтяных месторождений — сначала в Венесуэле, а затем и в других странах региона.
Для получения месторождений и начала работы в Венесуэле ННК и PdVSA должны прежде создать СП, однако точных сроков участники нынешних переговоров так и не назвали. Игорь Сечин пообещал лишь, что, "если все пойдет нормально", СП будет создано "в ближайшие месяцы". Так что пока проект остается в основном на бумаге. Причем на сей раз в переговорах вообще не участвовали входящие в консорциум ТНК-ВР и "Сургутнефтегаз".
Более того, еще не начав работу, консорциум уже сталкивается с трудностями в получении месторождений. В прошлом году глава Минэнерго Сергей Шматко сообщил, что ННК получит месторождения в штате Карабобо. Однако в конце июля министр энергетики Венесуэлы Рафаэль Рамирес объявил, что его страна отложила на неопределенный срок рассмотрение заявок иностранных компаний на участие в разработке месторождений. О том, когда заявки вновь начнут рассматриваться, господа Каррисалес и Рамирес в Санкт-Петербурге предпочли не говорить.
Большие надежды российская сторона возлагает на блок "Хунин-6" в бассейне реки Ориноко, о передаче которого консорциуму после создания СП с PdVSA Игорь Сечин договорился в марте с Рафаэлем Рамиресом. "По данным геологических исследований потенциально ресурсы проекта "Хунин-6" могут составлять до 53 млрд баррелей нефти",— потряс собравшихся господин Сечин. Впрочем, следующие цифры потрясли аудиторию еще больше. По оценке вице-премьера, на освоение блока уйдет не менее 40 лет, а предполагаемый объем инвестиций составит до $30 млрд. Вице-премьер РФ пояснил, что такие колоссальные затраты складываются из-за того, что российские компании будут заниматься в Венесуэле не только добычей нефти, но и "реализацией комплексных проектов по экономическому развитию нефтеносных территорий", подразумевающих строительство в Венесуэле нефтеналивных терминалов, НПЗ, электростанций, дорог и объектов инфраструктуры.
Рассчитывать на господдержку при реализации этих грандиозных планов российским нефтяным компаниям (многие из которых сокращают свои инвестпрограммы) особо не приходится. "ЛУКОЙЛ, ТНК-ВР, "Сургутнефтегаз" сами кого хочешь поддержат! — заверил Игорь Сечин.— У компаний ситуация неплохая, и они пока не просили о поддержке". Впрочем, в случае крайней необходимости ограниченную поддержку компании все же могут получить. По словам вице-премьера, для этого могут быть задействованы средства Российско-венесуэльского банка (правда, пока всего его уставного капитала не хватит и на одну седьмую расходов по "Хунину-6"). Кроме того, в отношении работающих в Венесуэле компаний из РФ будут действовать механизмы гарантий по экспортным кредитам.
Впрочем, российские нефтяные компании ждали и куда более неприятные новости. Игорь Сечин объявил, что российско-венесуэльский консорциум получит блок "Айякучо-3". А высокопоставленный источник в Минэнерго сообщил "Ъ", что в список войдут блоки "Айякучо-2" и "Хунин-3". Это означает, что российским компаниям придется расстаться с проектами, которые они самостоятельно реализуют в Венесуэле. Работу на "Айякучо-2" ведет ТНК-BP, исследованием "Айякучо-3" занимается "Газпром", а "Хунин-3" осваивается ЛУКОЙЛом еще с 2005 года (все три компании работают совместно с PdVSA). Теперь, судя по всему, все эти блоки будут переданы в консорциум, где первую скрипку играет "Роснефть" (именно она регистрировала НКК). Вопрос о компенсации понесенных компаниями затрат пока не поднимался.
Главного же прогресса на заседании комиссии удалось добиться, судя по всему, на традиционном направлении ВТС. Рамон Каррисалес признал, что этот вопрос обсуждался, и добавил, что Венесуэле сейчас крайне необходимо защищать свой суверенитет в связи с решением Колумбии разместить на своей территории семь военных баз США. На днях Уго Чавес объявил о намерении приобрести для этих целей в России крупную партию "самых современных быстроходных танков с газотурбинным двигателем" (см. "Ъ" от 7 августа).
На просьбу "Ъ" прокомментировать высказывания Уго Чавеса Игорь Сечин ответил так: "Господин Чавес — один из ведущих мировых политиков. Это очень яркая личность и большой друг России. Я по своему опыту знаю, что если он что-то сказал, то обязательно сделает". А Рамон Каррисалес заявил "Ъ", что Венесуэла "с большим уважением относится к международному законодательству в сфере ВТС", но "имеет полное право обеспечить свою безопасность".