Федеральная антимопольная служба (ФАС) готова в любой момент завести новые дела против «большой четверки». Однако на этот раз санкции будут жестче — за картельный сговор топ-менеджеры компаний могут понести уголовную ответственность. Соответствующие поправки в антимонопольное законодательство уже вступили в силу. Глава ведомства Игорь Артемьев посоветовал нефтяникам больше развивать биржевую торговлю, что, по его мнению, позволит создать на рынке нефтепродуктов справедливые цены.
В минувшую пятницу антимонопольное ведомство посетовало, что противостояние ФАС и нефтяных компаний продолжается и, похоже, закончится еще не скоро. Глава ведомства Игорь Артемьев, выступая перед журналистами, не исключил возможности начала третьей волны дел против нефтяных компаний, так как у ФАС есть все основания полагать, что высокий уровень цен на нефтепродукты компании поддерживают согласованно.
Г-н Артемьев рассказал о «наступлении новой реальности» для предпринимателей, комментируя вступление в силу с 23 августа «второго антимонопольного пакета». Согласно поправкам в закон, теперь топ-менеджеры предприятий, уличенные в картельном сговоре, могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Кроме того, Игорь Артемьев указал на нежелание большинства нефтяных компаний использовать механизмы биржевой торговли. Речь идет не о 100-процентных продажах нефти на бирже. «Достаточно продавать около 15% от объемов продаж внутри страны. Остальное должно реализовываться на основании долгосрочных контрактов, которые дают стабильность цен», — подчеркнул глава ФАС. При этом если ранее ФАС могла только рекомендовать участвовать в торгах, то теперь сможет обязывать это делать. Нефтяные компании с такой формулировкой не согласны. Они утверждают, что активно участвуют в торгах на бирже, пусть пока еще не в очень больших объемах. Известно, что все ВИНК торгуют топливом на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже. «Роснефть» и ТНК-ВР являются также членами Межрегиональной биржи нефтегазового комплекса (МБНК). При этом, по словам представителя «Роснефти», только за год на этой площадке было продано 700 тыс. т нефтепродуктов. Представитель ТНК-ВР отметил, что компания руководствуется своей стратегией по увеличению прозрачности торговли топливом. «Газпром нефть» также заинтересована в развитии биржевой торговли и, помимо Санкт-Петербургской биржи, развивает механизм продажи нефтепродуктов через корпоративную Электронную торговую площадку, получила аккредитацию еще на двух действующих биржах, отметили в пресс-службе компании. ЛУКОЙЛ пока оперирует небольшими объемами на сырьевых площадках, однако продолжает изучать этот механизм, отметил его представитель.
Нефтяники неохотно шли на биржу, так как уже привыкли к определенным условиям и устоявшимся правилам на внутреннем рынке, полагает аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков. Поэтому ФАС использует любые способы, чтобы увеличить объемы торгов и сделать биржу неким индикатором рыночных цен на топливо. «Вполне возможно, в перспективе биржа может стать определенным инструментом для поддержания позиции ФАС в судах, потому что служба очень долгое время судится с нефтяниками с переменным успехом», — говорит эксперт.