Почему Афганистан - это так важно?
Одного взгляда на географическую карту и некоторого знания реалий региона достаточно, чтобы понять: военное вмешательство стран Запада на самом деле имеет глубоко скрытые причины.
Афганистан расположен по соседству с ближневосточными странами, имеющими большие запасы нефти и природного газа. И хотя в самом Афганистане нефти мало, с ним граничат два государства, имеющие вторые и третьи по величине в мире запасы природного газа, - это Иран и Туркмения (на первом месте в мире по запасам газа находится Россия).
О Туркмении сейчас не говорят вообще ничего. Громадные запасы природного газа, которыми она располагает, могут попасть на рынок исключительно по трубопроводам. До 1991 года страна была частью Советского Союза, и газ уходил из нее только на север, по советским трубам. Сейчас русские планируют построить еще один газопровод, и тоже в северном направлении. Китайцы тянут газопровод к себе, на восток. США требуют "разнообразных маршрутов экспорта нефти и газа". В Туркмению регулярно приезжают высокопоставленные делегации из России, Китая и США и ведут переговоры по газу. В США есть даже специально уполномоченный представитель по вопросам энергетики в Евразии.
Соперничество за трубопроводы и энергетические ресурсы отражает конкуренцию за власть и гегемонию в регионе. Трубопроводы сейчас имеют такое же большое значение, какое в девятнадцатом столетии имели железные дороги. Трубопроводы соединяют друг с другом страны, состоящие в отношениях торгового партнерства, и оказывают влияние на распределение сил в регионе. Афганистан - это стратегически важная территория в геополитической борьбе за власть и гегемонию в регионе.
Еще с девяностых годов Вашингтон активно пропагандировал идею построить газопровод, ведущий на юг, через территорию Афганистана. Его маршрут должен был пролегать через провинцию Кандагар. В 2007 году заместитель госсекретаря США Ричард Бушер (Richard Boucher) сказал следующее:
"Одна из наших задач - стабилизировать Афганистан" и связать Южную и Среднюю Азию, "чтобы обеспечить движение энергоносителей на юг". Десятилетиями нефть и газ определяли действия США на Ближнем Востоке; волей или неволей канадская армия тоже действовала в интересах Америки.
Новый трубопровод предлагается назвать "ТАПИ" - по первым буквам названий четырех стран-участниц (Туркмения, Афганистан, Пакистан, Индия). За последние семь лет состоялось одиннадцать встреч на высшем уровне при спонсорской поддержке Азиатского банка развития и многосторонней помощи многих стран мира, включая Канаду. Начало строительных работ запланировано на следующий год.
Проект трубопровода был задокументирован на трех донорских конференциях, посвященных Афганистану; случилось это за последние три года, и проект теперь называется планом развития Афганистана 2008 года. Канада была представлена на этих конференциях на министерском уровне, а значит, наши лидеры должны быть в курсе дела. И все же они избегают в разговорах темы запланированного строительства трубопровода через территорию Афганистана.
Отчет за 2008 фонда Manley, который занимается вопросами продления канадской миссии в Афганистане до 2011 года, вопросы энергетики проигнорировал. Казалось, что Афганистан воспринимается им как остров, только имеющий полупрозрачную границу с Пакистаном. Премьер-министр Стивен Харпер (Stephen Harper) утверждает, что "мы выведем большую часть военных сил" к 2011 году. Оставшиеся же силы займутся главным образом "восстановлением и развитием". Хорошо, а трубопровод-то они будут строить?
В Европе "трубное" соперничество принимает несколько более яркие формы. Украина - главный "проходной двор" для поступающего в Европу российского газа. США настаивают на проведении альтернативных маршрутов и рекомендуют европейским странам разнообразить свои источники энергоносителей. Недавно построенные нефте- и газопроводы начинаются в Азербайджане и тянутся через Грузию в Турцию. Эти трубы - жемчужины в короне США, пытающихся обойти Россию и Иран. Соперничество продолжается в форме проектов новых трубопроводов из России и стран Прикаспийского региона в Европу. Русские намерены проложить по дну Черного моря трубопровод South Stream, ведущий прямо в Болгарию. Европейский союз и США со своей стороны предлагают построить трубопровод Nabucco, который снабжал бы Европу газом через турецкую территорию. Какая-то часть газа поступала бы в Nabucco из Азербайджана, но в этой стране газа недостаточно. Можно было бы дополнить его газом из Туркмении, но Россия не дает соединить эти две страны через Каспийское море. Иран предлагает альтернативный источник, но США бойкотируют иранский газ.
Тем временем Иран планирует протянуть трубопровод в восточном направлении, чтобы снабжать газом Пакистан и Индию. Пакистан уже дал свое принципиальное согласие на такой вариант, а Индия пока не дала. Такой вариант стал бы альтернативой предлагаемому США маршруту из Туркмении через Афганистан в Пакистан и Индию.
Идет большая игра. Геополитика задействована повсюду. Американский журналист Стивен Левайн (Steven LeVine) назвал политику США в регионе "трубопроводной". Прочие страны тоже настаивают на собственных вариантах маршрутов. Игра за энергоресурсы ведется по большей части втихую, вслух говорят только о решении гуманитарных задач, а также задач развития и национальной безопасности. В Канаде афганская тема не затрагивалась ни на последних, ни на предпоследних выборах.
Америка продолжает свой натиск в Ираке, а британский посол в Вашингтоне обещает придерживаться многолетних обязательств, так что вполне разумно было бы задать следующий вопрос: что США и НАТО делают в Афганистане? Может ли быть так, что их настоящий мотив - это власть, или захват плацдарма, или доступ к энергоносителям? Ситуация, когда энергетика оказывается милитаризированной областью, обходится очень дорого: платить приходится и долларами, и человеческими жизнями, и моралью. Будут долгосрочные последствия, причем для всех и каждого. Канадские избиратели желают знать: почему Афганистан - это так важно?