«Татнефть» вновь пересмотрела сроки запуска первой очереди нефтеперерабатывающего комплекса (НПК) в Нижнекамске. Вместо называвшихся ранее конца 2009 года, а затем начала 2010 года теперь речь идет о декабре будущего года. По мнению аналитиков, задержка может быть связана с желанием «Татнефти» получить кредиты по минимальным ставкам и трудностями после расторжения контрактов с иностранными поставщиками.
Первую очередь Нижнекамского НПЗ в Татарии планируется ввести в эксплуатацию в декабре 2010 года, сообщил президент республики Минтимер Шаймиев, выступая на Международной конференции по конкуренции в Казани. «Республика ежегодно добывает 32 млн т нефти, а перерабатывается только 7 млн т; такая ситуация нас не устраивает», — приводит его слова информагентство ИТАР-ТАСС. Для расширения нефтепереработки в республике был запущен проект строительства комплекса в Нижнекамске стоимостью свыше 220 мрлд руб. Координация проекта была поручена «Татнефти», оператором выступила ее «дочка» — ТАНЕКО. Предполагается, что на первом этапе мощность переработки составит 7 млн т нефти с последующим увеличением до 14 млн т.
В июне Минтимер Шаймиев заявил, что «Татнефть» откладывает запуск мощностей по глубокой нефтехимии в пользу первичной переработки. Пересмотр планов был связан «с финансовой стороной вопроса» и необходимостью изъятия высокосернистого сырья из экспортных поставок. Тогда же президент Татарстана назвал новый срок запуска первой очереди Нижнекамского НПК — 2010 год. До этого начать эксплуатацию планировалось в конце 2009 года. В начале лета в компании поясняли, что работы по строительству первой очереди будут завершены в 2009 году, а ввод мощностей состоится в начале будущего года. Теперь сроки сдвинуты во второй раз — на декабрь 2010 года. Это подтверждают и материалы, размещенные на сайте ТАНЕКО, однако пресс-служба компании вчера вечером была недоступна для комментариев. По информации сайта, к середине августа «общий прогресс работ по этапу 1А1 составляет 41%», «на критическом пути находятся межцеховая эстакада, объекты электроснабжения, блок производства серы, факельное хозяйство, висбрекинг, стабилизатор нафты». Для выполнения плана по освоению в сентябре—ноябре почти 5,8 млрд руб. на стройплощадку, где трудятся 6 тыс. человек, необходимо привлечь еще как минимум 2 тыс. работников.
Пересмотр сроков ввода новых проектов как в добывающем, так и в перерабатывающем секторах нефтегазовой отрасли в текущих условиях вполне нормален и скорее связан с вопросами финансирования, говорит аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Максим Шеин. «Татнефть» остается привлекательной для потенциальных кредиторов и может безболезненно занимать, говорит аналитик ИК «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров. В начале июня генеральный директор «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов заявил, что компания в течение двух месяцев планирует привлечь синдицированный кредит у зарубежных банков на сумму 1—1,5 млрд долл. Однако информация о переговорах по кредиту в 900 млн долл., привлекаемого «Татнефтью» у синдиката банков во главе с Royal Bank of Scotland, WestLB и HVB по ставке LIBOR+5,85—6,85%, появилась лишь в конце августа. Задержка могла быть вызвана торгом вокруг ставки, она действительно ниже рынка, говорит Дмитрий Александров. При этом ситуацию с получением кредита в «Татнефти» комментировать пока отказываются. Непонятно, как продвигается финансирование проекта и из других источников, добавляет эксперт.
Перенос сроков может быть связан с техническими задержками в пуско-наладочных работах из-за трудностей поиска подрядчиков и поставщиков, говорит замначальника аналитического отдела ФЦ «Инфина» Юлия Гапон. Весной «Татнефть» расторгла договоры 2008 года с поставщиками оборудования на 1 млрд долл. — южнокорейской GS Engineering & Construction и двумя консорциумами, включавшими «Текнимонт Россия», Tecnimont (Италия), Saipem Portugal Comercio maritime (Италия) и Tekfen Construction and Installation Co (Турция). Компания рассчитывала найти новых подрядчиков, обеспечивающих ее более дешевым оборудованием в условиях кризиса на мировом рынке. Нежелание скидок со стороны поставщиков импорта, несмотря на отрицательную валютную конъюнктуру для «Татнефти», также может тормозить проект, согласен Дмитрий Александров.