ЛУКОЙЛ выбрал место для строительства нефтехимического комплекса (НХК) и газоперерабатывающего завода (ГПЗ) для каспийского газа. За право разместить на своей территории такие крупные объекты боролись Калмыкия и Ставропольский край. Ранее считалось, что компания решила начать строительство в селе Артезиан, на берегу Каспийского моря. Но в итоге ЛУКОЙЛ выбрал Буденновск. «ГПЗ вместе со второй очередью нефтехимического комбината мы построим в Буденновске, там есть уникальная территория, подготовленные кадры», -- заявил в Усинске глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. В нефтяную столицу Коми он прибыл, чтобы участвовать в церемонии запуска установки по подготовке тяжелой нефти, добываемой на Тимано-Печоре.
Окончательное решение в пользу Буденновска компания приняла на днях. По словам г-на Алекперова, одним из важных факторов стала точка врезки, которую ЛУКОЙЛ согласовал с «Газпромом» -- город Георгиевск, расположенный в Ставропольском крае. «Газопровод, который нам согласовал «Газпром», находится в районе Георгиевска. Решение обусловлено технологически и экономически. Финансовые показатели проекта не изменились -- 5--6 млрд долл.», -- сказал г-н Алекперов. За калмыцким Артезианом закрепится лишь роль хаба.
Как известно, еще в октябре прошлого года в одном из интервью глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов рассказал, что ЛУКОЙЛ планирует начать строительство комплекса на территории его республики. По оценкам г-на Илюмжинова, стоимость проекта 70 млрд руб., из них 47 млрд -- это планируемый объем капитальных вложений компании в бюджет республики. При этом в правительстве Калмыкии заявляли, что провели общественные слушания, на которых была получена поддержка проекта. Под будущее производство там успели даже объявить о планах по строительству заводов минудобрений с «Петровьетнамом» и «Еврохимом».
В Ставропольском крае также всячески пытались убедить ЛУКОЙЛ строить НХК и ГПЗ в Буденновске. Так, в мае губернатор края Владимир Гаевский на встрече с премьер-министром Владимиром Путиным заявил, что проект строительства комплекса будет реализован именно в его регионе, а на общественных слушаниях также была высказана полная поддержка планов компании Вагита Алекперова.
Между тем, как рассказал журналистам г-н Алекперов, в ближайшие годы компания займется добычей сырья. «Мы решили все вопросы об участии в нефтеперерабатывающих проектах, поэтому в будущем собираемся сосредоточиться на проектах по добыче, все наши основные инвестиции будут направлены именно в этот сектор», -- заявил президент ЛУКОЙЛа. В конце августа ЛУКОЙЛ закрыл сделку по покупке 45% акций НПЗ TRN в Голландии. Кроме того, в прошлом году российская компания приобрела 49% в НПЗ на Сицилии.
Руководство ЛУКОЙЛа уже не раз высказывало пессимистичный прогноз будущего отечественной нефтяной отрасли. По мнению г-на Алекперова, компании в скором времени столкнутся с падением уровня добычи нефти. «Традиционные нефтяные регионы вступили в позднюю стадию освоения. Запасы, открытые в Восточной Сибири, пока не способны компенсировать падение, начавшееся в традиционных регионах, -- считает г-н Алекперов. -- Нефтяные цены сейчас достигли адекватного уровня, однако российские компании могут не устоять, и место России на мировом рынке энергоресурсов достанется иностранным компаниям». По его мнению, чтобы избежать падения добычи нефти, необходимо существенно увеличить инвестиции в геологоразведку. Значительные запасы есть не только в Восточной Сибири, но и на шельфе Каспия, Азовского и Черного морей. Но по закону работать на шельфе могут только госкомпании. «Существенныe запасы углеводородов есть на шельфе. Поэтому есть смысл снять ограничения по работе на шельфе негосударственных российских компаний», -- считает г-н Алекперов, тем более что «ЛУКОЙЛ доказал способность реализовывать крупные и сложные морские проекты». Когда принималось решение об условиях работы на шельфе, добыча нефти росла, цены на сырье были сумасшедшие, сказал глава ЛУКОЙЛа, и «сегодня сложно избавиться от этих стереотипов».
В ЛУКОЙЛе надеются, что стагнация в нефтяной отрасли компании не коснется, поскольку у нее есть ряд проектов на ближайшее будущее. И если перспективы работы ЛУКОЙЛа в Ираке и Венесуэле по-прежнему туманны, то активное освоение Каспия компания ведет уже давно. По словам г-на Алекперова, первые поставки с месторождения имени Юрия Корчагина планируются уже в начале следующего года. ЛУКОЙЛ вместе с «Газпромом» ведет разведку структуры «Центральная», запасы которой составили 94 млн тонн нефти (поставлены на баланс специальной госкомиссией). В этот проект должна войти и одна из «дочек» «Казмунайгаза». Другое крупное месторождение -- «Хвалынское» -- разрабатывают ЛУКОЙЛ и «Казмунайгаз». СРП по нему должно быть подписано до конца года. «Никаких проблем с работой на этих месторождениях нет, они находятся в поле межправсоглашения России и Казахстана», -- сказал г-н Алекперов. В 2013 году добыча должна начаться на месторождении им. Владимира Филановского. К этому сроку и должен быть запущен крупный нефтехимический комплекс (НХК) и ГПЗ, строительство которого компания Вагита Алекперова планирует начать в ближайшее время. Газ и нефть, идущие под водой, должны выйти на берег в районе села Артезиан.