ЛУКОЙЛ построит нефтепровод от Харьягинского месторождения до собственного нефтеналивного терминала в Варандее. 160-километровая труба, рассчитанная на 8 млн т в год, позволит компании экономить на транспортных расходах и не терять в цене от смешивания нефти до марки Urals. В будущем к новой трубе могут быть подключены и другие месторождения ЛУКОЙЛа в этом регионе, а наличие инфраструктуры повысит шансы компании в борьбе за участки нераспределенного фонда, говорят аналитики.
В 2010 году ЛУКОЙЛ начнет строительство нефтепровода от Харьягинского месторождения до собственного Варандейского нефтеналивного терминала, сообщил первый исполнительный вице-президент компании Равиль Маганов. Пропускная способность трубы протяженностью 160 км составит 8 млн т нефти в год, 50 км труб уже закуплено. По окончании строительства ЛУКОЙЛ развернет потоки нефти Харьягинского месторождения с юга на север.
Сейчас добываемое сырье отправляется на Балтику по трубе «Транснефти»: в 2008 году объем добычи на месторождении составил 2,9 млн т, аналогичными темпами ведется разработка в нынешнем году (в первом квартале — чуть более 700 тыс. т). Высвобождающиеся мощности нефтепровода Харьяга — Уса планируется загрузить за счет других недропользователей. Переориентация потоков поможет компании максимально использовать мощности Варандейского терминала (12 млн т), сейчас на него поставляется нефть Южно-Хильчуюского месторождения (план добычи 2009 года — 7,5 млн т).
Помимо экономии на тарифе «Транснефти» ЛУКОЙЛ получит экономический эффект, не снижая качества нефти до марки Urals, как это сейчас происходит в трубе. По приблизительным подсчетам, экономический эффект от перенаправления 4,5 млн т нефти по новому маршруту будет составлять около 150 млн долл. в год, подсчитал аналитик ИФК «Метрополь» Алексей Кокин: около 3 долл. на тарифе за прокачку и 2 долл. на марке, исходя из цены нефти 70 долл. за баррель. Стоимость строительства трубы эксперт оценивает в 300 млн долл., так что она может окупиться уже за два года. Аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин, исходя из цен на конец первого квартала, оценивает проект в 140—180 млн долл.
Стремление загрузить мощности Варандейского терминала г-н Кокин называет оправданным — проект необходимо окупать. При этом в будущем пропускная способность Варандея может быть еще увеличена, добавляет он. На терминал, возможно, сориентируют ряд месторождений «ЛУКОЙЛ-Север» в Ненецком округе. Теоретически создание разветвленной транспортной инфраструктуры повысит шансы ЛУКОЙЛа в борьбе за месторождения этого региона, находящиеся сейчас в нераспределенном фонде, например Трепса и Титова, говорит Алексей Кокин. Однако, даже если участки достанутся другим компаниям, ЛУКОЙЛ сможет попытаться заработать на прокачке чужой нефти.