НГК «Итера» может стать первой российской компанией, получившей право самостоятельного экспорта газа из Туркмении. Вчера компания подписала соглашение о разделе продукции по офшорному блоку 21 на Каспийском море, который в перспективе может стать ресурсной базой для трубопровода Nabucco.
Помимо «Итеры» интерес к блоку 21 проявлял ЛУКОЙЛ, однако в настоящее время компания Вагита Алекперова не ведет переговоры ни по одному блоку в Туркмении, сообщает Bloomberg со ссылкой на представителя компании. По словам представителя «Итеры», которого цитирует агентство, блок 21 обладает «значительными запасами». Вчера в компании не стали подробнее комментировать сделку.
У «Итеры» уже есть опыт работы в Туркмении: в 2002 году для разработки трех блоков на шельфе Каспия было создано СП «Зарит», акционерами которого помимо «Итеры» стали «Роснефть», «Зарубежнефть» и туркменский госконцерн «Туркменнефть». Однако работа в рамках СП была заморожена из-за политических дискуссий между Туркменией и Ираном, в частности неопределенности с территориальными водами, где расположены участки.
В 2008 году российские совладельцы «Зарита» направили туркменской стороне заявку на получение лицензии на геологическое изучение блоков 21—22. В феврале 2009 года стало известно, что «Итера» подала также самостоятельную заявку на эти блоки, чтобы повысить свои шансы на получение участков. В апреле глава «Итеры» Игорь Макаров сообщил, что группа получила предварительное согласие властей Туркмении на заключение контракта по разработке блоков 21—22. В случае подписания контрактов «Итера» высказывала намерение привлечь к разработке «Зарубежнефть» на паритетных условиях.
До сих пор Туркмения не хотела пускать зарубежные компании к разработке газовых месторождений, и соглашение, подписанное «Итерой», большая удача, говорит партнер RusEnergy Михаил Крутихин. По его словам, газ с блока 21 может пойти в Иран и в перспективе стать частью ресурсной базы газопровода Nabucco. Эксперт сомневается, что поток газа с офшорного блока будет направлен в лоббируемый Россией Прикаспийский газопровод, из-за неясных перспектив этого проекта.