Компания «Кингисеппский нефтехимический комбинат» (КНХК) второй год не может приступить к проектированию комплекса мощностью 12 млн т нефти в год из-за неурегулированности вопроса присоединения к трубопроводу БТС-2 «Транснефти». Монополия прежде, чем выдать техусловия для подключения, требует трехлетних гарантий поставок сырья на завод. В КНХК считают данную систему «нерыночной» и пытаются оспорить ее в ФАС, призвав к ответу и монополию, и Минэнерго.
В четверг, 1 октября, ФАС рассмотрит дело Кингисеппского НХК по признакам нарушения закона «О защите конкуренции» госкомпанией «Транснефть» и Минэнерго. Из-за условий, выставляемых ответчиками, проектирование и строительство КНХК стоимостью 8 млрд долл. не может начаться уже второй год, утверждают в одноименной компании. Камнем преткновения стали условия подключения предприятия к БТС-2, проходящей в 5 км от будущего комплекса.
«Транснефть» отказалась выдавать техусловия КНХК, так как это не предусмотрено распоряжением правительства о строительстве нефтепроводной системы. Ситуация могла измениться, выйди Минэнерго в правительство с проектом поправок в этот документ. Но добиться этого не удается уже второй год, говорит представитель КНХК.
Монополия же требует от завода гарантию поставок сырья. Сначала речь шла о десятилетних контрактах с нефтяниками, сейчас срок снижен до трех лет. Но это все равно не устраивает КНХК, так как порождает зависимость компании от поставщиков. «Подобная зависимость противоречит программе развития конкуренции на оптовом рынке нефтепродуктов», — отметил РБК daily заместитель главы ФАС Анатолий Голомолзин. О мерах воздействия на «Транснефть» и Минэнерго можно будет говорить после установления факта нарушений, говорит он.
Получить комментарии в «Транснефти» и Минэнерго вчера не удалось. По информации РБК daily, на первой встрече в антимонопольном ведомстве госмонополия просила исключить ее из заседания, а представители министерства просили время на ознакомление с деталями вопроса. На прошлой неделе на слушаниях в Госдуме чиновники заговорили о лоббировании интересов «самоваров» — небольших НПЗ мощностью 1,5—3 млн т нефти, но кингисеппский случай под это определение не подходит.
КНХК мог бы попытаться загрузить мощности через железную дорогу, но здесь компания в итоге упрется в другого монополиста — РЖД, считает аналитик ИК «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров. Представитель КНХК, в свою очередь, утверждает, что возврат к поставкам сырья по железной дороге сейчас уже невозможен по экономическим причинам.
Неаффилированность с ВИНК — главное препятствие на пути проекта, считает аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров. Получить столь значительный объем нефти в условиях ее небольшого количества на свободном рынке будет непросто. Между тем кингисеппский комплекс включен во все документы правительства по развитию нефтепереработки и получил положительные визы во всех профильных учреждениях. А потери от задержки с запуском проекта отраслевые институты оценивают в 145 млрд руб., больше, чем стоит БТС-2.