Сегодня станет известно, удастся ли главе ЛУКОЙЛа Вагиту Алекперову договориться с украинцами о схеме снабжения Одесского НПЗ (ОНПЗ), оставшегося без сырья после прекращения прокачки по нефтепроводу Лисичанск — Кременчуг — Одесса. «Укртранснафта» прокачку до сих пор не начала. Для возврата к прежней схеме ЛУКОЙЛу могут предложить обеспечивать сырьем и Кременчугский НПЗ (КНПЗ), лишившийся российской нефти после конфликта с татарскими акционерами «Укртатнафты».
Президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов вместо планировавшегося ранее визита в Хорватию отправился на Украину, где попытается договориться о возобновлении поставок нефти на ОНПЗ, входящий в структуру его компании. Завод был остановлен после прекращения с 1 октября прокачки нефти по трубопроводу Лисичанск — Кременчуг — Одесса. «Укртранснафта» пояснила, что запустит по трубе в обратном направлении азербайджанскую нефть на КНПЗ («Укртатнафта»), лишившийся российского сырья после конфликта украинских и российских («Татнефть») акционеров.
«Укртранснафта» говорила о четырех альтернативных схемах, предложенных ЛУКОЙЛу. Как рассказал вчера РБК daily источник в отрасли, украинская сторона официально представила в российскую компанию лишь один вариант: нефтепровод Мозырь — Броды — Одесса. Ранее в ЛУКОЙЛе отмечали, что это увеличит транспортные расходы на 5,8 долл. на каждую тонну нефти (33,2 долл. против 39 долл.), а «Транснефть» не имеет технической возможности для обеспечения в октябре поставок по другим маршрутам. Для компенсации расходов украинцы предложили компании г-на Алекперова получить скидку у «Транснефти». Другой вариант — отправка сырья танкерами по морю через Новороссийский терминал, по подсчетам ЛУКОЙЛа, увеличит расходы на 26,5 долл., до 59,7 долл.
Пока дефицита топлива на внутреннем рынке в связи с остановкой ОНПЗ нет, снизившиеся в кризис потребности покрывают импортеры, говорит директор энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований Владимир Сапрыкин. Выпавшие объемы теоретически сможет компенсировать Кременчугский НПЗ: Азербайджан ежегодно может поставлять морем до 5 млн т нефти, по имеющейся информации, первый танкер уже пришел в Одессу, добавил он. Однако в «Укртатнафте» вчера сообщили, что пока сырье на КНПЗ не поступало и когда оно дойдет до предприятия, неизвестно, отказавшись также говорить о возможных объемах.
Между «Транснефтью» и «Укртранснафтой» существуют договоры о поставках на каждый украинский НПЗ. Если компромисс не будет найден, спор вокруг ОНПЗ может продолжиться в суде, а вопрос выйдет на уровень премьер-министров двух стран, полагает Владимир Сапрыкин. Пресс-секретарь главы украинского кабмина Марина Сорока не смогла уточнить, планируется ли сегодня встреча Юлии Тимошенко с Вагитом Алекперовым: вчера днем в графике премьера стояло лишь заседание кабмина. Кстати, первоначально его планировалось провести в Одессе, однако затем заседание «вернули» в Киев.
Исходя из прошлогодних объемов переработки на ОНПЗ (2,04 млн т), аналитик ИК «Велес Капитал» Дмитрий Лютягин оценивает суточную маржу компании при прежней схеме доставки в 360 тыс. долл. При транспортировке нефти по маршруту Мозырь — Броды — Одесса дополнительные расходы составят порядка 32 тыс. долл., морским путем — 150 тыс. долл. Договориться о возобновлении поставок в октябре будет проблематично: оптимальным из предлагаемых для ЛУКОЙЛа является вариант через Броды, но без политического решения перераспределить потоки за счет других потребителей прямо сейчас невозможно, говорит Дмитрий Лютягин.
Но есть и другой вариант — возобновление транспортировки по прежней схеме при условии, что ЛУКОЙЛ возьмется поставлять нефть и на КНПЗ. Не исключено, что украинские власти попытаются заменить бывшего партнера, «Татнефть», другой отечественной компанией, но вопрос сохраняет для российской стороны крайнюю политическую остроту.