ЛУКОЙЛ решил отказаться от планов по увеличению своего присутствия в Польше. Компания теперь не рассматривает в качестве объектов для поглощения какие-либо активы у польских компаний. «Мы хотели расширяться, но нам было в этом отказано», — цитируют польские СМИ главу российской компании Вагита Алекперова. Аналитики считают, что ряд европейских стран препятствует российским компаниям выход на свой рынок, опасаясь их монополизма.
ЛУКОЙЛ пересмотрел свои планы по расширению польской сети АЗС и в ближайшее время не планирует крупных инвестиций в эту страну. «С самого начала нашего пребывания в Польше наблюдается негативный подход к российскому бизнесу. Вот почему мы решили не заниматься операциями по переработке в стране», — цитирует польская газета Dziennik Gazeta Prawna г-на Алекперова. Однако полностью сворачивать свой бизнес в Польше ЛУКОЙЛ не намерен.
В настоящее время ЛУКОЙЛ владеет 110 АЗС в стране. В планах компании было открыть еще 300 станций. Помимо этого компания отказалась от своих планов строительства топливной базы в Гданьске, топливного терминала рядом с польско-белорусской границей, а также больше не заинтересована в покупке акций литовского нефтеперерабатывающего завода Orlen Lietuva (прежнее название — Mazeikiu nafta) у польской компании PKN Orlen.
В ЛУКОЙЛе не комментируют эту информацию.
Компания и раньше жаловалась на политические препоны. В апреле вице-президент Леонид Федун раскритиковал Восточную Европу за «политический антагонизм к России». Тогда компания еще была заинтересована в покупке двух НПЗ, принадлежащих PKN Orlen. Ранее рассматривала возможность покупки Mazeikiu nafta и «Транс-нефть». Кроме того, в разное время среди претендентов на этот актив были «Роснефть», ЛУКОЙЛ, ТНК-BP, «Сургутнефтегаз» и «Казмунайгаз».
Другим российским компаниям порой также приходится несладко на европейском рынке. Купив весной долю в венгерской MOL, «Сургутнефтегаз» встретил сопротивление не только менеджмента компании, но и властей Венгрии. В свое время под огнем критики со стороны руководства Сербии оказались работающие на Балканах «Газ-пром нефть» и «Зарубежнефть».
Ситуация в Польше ничем не отличается от ситуации в других странах, считает эксперт Института славяноведения РАН Борис Носов. «Безусловно, у польского правительства есть мощные рычаги для того, чтобы поддерживать свои компании на нефтяном рынке, но это не прямые протекционистские действия», — говорит он. Кроме того, европейские энергетические компании тоже жалуются, что их не пускают на внутренний российский рынок, отмечает г-н Носов.
Директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов считает, что в Европе действительно есть ряд стран, которые препятствуют развитию российского бизнеса. В этот список входит и Польша.