Глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов заявил, что его ведомство предлагает использовать опыт нефтяной отрасли для определения ставки экспортной пошлины на газ. Правда, пока, по его признанию, эта «точка зрения не находит поддержки». В «Газпром экспорте» говорят, что введение специфической ставки потребует не только внести изменения в Таможенный кодекс, но и разработать методику расчета пошлины и механизм ее пересмотра в течение определенного периода, связанного с возможными колебаниями цен. «С учетом того, что мировой газовый рынок сегментирован, предопределен долгосрочными контрактами, и поскольку единой мировой цены на газ в отличие от цены на сырую нефть не существует, невозможен объективный выбор справочных цен, а процедура установления и изменения специфической ставки на природный газ представляется весьма субъективной», -- цитирует Интерфакс представителя компании.
Сейчас при вывозе тысячи кубометров газа за пределы таможенной территории страны «Газпром» платит 30% от стоимости газа, рассчитанной по соответствующему экспортному контракту. В прошлом году компания экспортировала 174 млрд кубометров газа на сумму 66,4 млрд долл. ФТС получила рекордные 19,9 млрд долл. в виде пошлин. В этом году ситуация гораздо хуже: за восемь месяцев «Газпром» выручил от экспорта всего 22,6 млрд долл. И хотя компания с апреля отказалась от реэкспорта дорогого туркменского газа (операции по которому к тому же не приносят доходов в российский бюджет), г-н Бельянинов вряд ли может рассчитывать на то, что облагаемая экспортной пошлиной выручка газового концерна превысит 30--35 млрд долл. То есть сборы ФТС уменьшатся как минимум вдвое по сравнению с прошлогодним значением.
Экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты рассчитывается ежемесячно на основе мониторинга динамики изменения цен на мировом рынке. Так, в ноябре нефтяные компании будут перечислять ведомству г-на Бельянинова 231 долл. с тонны, что соответствует 46% средней цены на нефть на мировых рынках в период с 15 сентября по 14 октября.
Таможня уже полгода спорит с «Газпромом» о методике взимания платежей при вывозе из страны голубого топлива. «У нас много неурегулированных вопросов с «Газпромом»: мы считаем, что товар, который пересек границу, должен быть обложен платежами, что технологическая схема нуждается в корректировке», -- сказал г-н Бельянинов журналистам. Еще в апреле ФТС обязала «Газпром» оформлять акты с зарубежными покупателями газа на российских газоизмерительных станциях, а не на ГИС стран-потребителей. Концерн это положение оспорил и продолжает перечислять деньги после того, как перестает быть собственником топлива.
Дело в том, что часть газа «Газпром» закачивает в хранилища в Европе и продает потребителям позже. В этом случае таможенникам приходится ждать платежа несколько месяцев, до момента реализации топлива. Объем этого газа невелик, но в период кризиса, когда для выполнения плана каждая копейка на счету, ФТС пошла на принцип. Правда, пока особых дивидендов от противостояния с монополией таможенники не получили.