Странствования танкера «Elisabeth Knutsen» закончилось 7 января в восемь часов утра в порту города Росток (Rostock) у причала номер 3. Этот 265-метровый танкер – крупнейший корабль, который когда-нибудь заходил в этот восточногерманский порт. Перед танкером «Elisabeth Knutsen» поставлена задача: обеспечить поставки нефти на нефтеперерабатывающий завод в городе Шведт (Одер) (Schwedt an der Oder), который может пострадать в результате нефтяной блокады Белоруссии.
Компания Deutsche Shell AG, в действительности, сделала заказ на груз этого танкера несколько месяцев назад. Однако заход этого судна в порт в первую неделю января оказался счастливой случайностью. Дело в том, что трубопровод «Дружба», по которому российская нефть обычно поступает на нефтеперерабатывающий завод в Шведте, как раз в тот момент мог быть перекрыт.
С начала нового года Россия и Белоруссия ведут полемику относительно цены на нефть и цены за транзит нефти по трубопроводу «Дружба» на запад. Президент Белоруссии Александр Лукашенко настаивает на исполнении старых договоров еще советского времени, по которым этой стране были гарантированы беспошлинные поставки нефти.
Однако для Москвы – головная боль наблюдать за тем, как Белоруссия, получив из братской страны дешевую нефть, продает ее уже с солидной надбавкой своим западным клиентам. Теперь Москва намерена лишить Минск этих привилегий.
Разгоревшийся спор может иметь тяжелые последствия для Германии и ее автовладельцев. Дело в том, что Россия поставляет в Германию 35 процентов потребляемой нефти. Поэтому Россия является важнейшим поставщиком нефти, а трубопровод «Дружба» - важнейшим маршрутом транспортировки. Он связывает нефтяные месторождения Западной Сибири с расположенными в восточной части Германии нефтеперерабатывающими заводами в Шведте и Лойне (Leuna).
В Шведте перерабатывается каждая десятая импортируемая Германией тонна нефти, и здесь производятся бензин и дизельное топливо. Почти на все заправки в Берлине (Berlin), а также в федеральных землях Бранденбург (Brandenburg) и Мекленбург-Передней Померании (Mecklehburg-Vorpommern) автомобильное топливо поставляется с расположенного в Шведте бывшего предприятия «Petrochemisches Kombinat» (PCK).
Поэтому в Шведте и забили в колокола, когда узнали о том, что Россия в начале недели временно прекратила поставки нефти в Беларусь. В 2007 году подобного рода конфликт по поводу цены на нефть уже приводил к продолжавшемуся несколько дней прекращению поставок. Владельцы нефтеперерабатывающего предприятия BP, Shell, Agip и Total самым внимательным образом следят за тем, как проходят переговоры между Минском и Москвой.
Уже сейчас показатели доходности этого восточногерманского нефтеперерабатывающего предприятия страдают от вечного спора между двумя братьями. Россия думает о том, как обойти Белоруссия – а дело это не дешевое – с использованием нефтеналивных танкеров для того, чтобы освободиться от зависимости от нефтепровода «Дружба», проходящего по белорусской территории.
Порт в Ростоке, ближе всего расположенный к Шведту, не имеет достаточной глубины для того, чтобы принимать гигантские российские танкеры. Кроме того, трубопровод, соединяющий Росток и Шведт, слишком мал для того, чтобы компенсировать возможное закрытие трубопровода «Дружба».
Нефтяные компании уже вынуждены проводить эксперименты с так называемыми additive flow improvers (англ.: добавки, повышающие текучесть – прим. пер.) Речь идет о химических добавках, которые способны довести вязкую сырую нефть до такой степени текучести, чтобы можно было перегонять по трубопроводу значительно большее количество этого топлива.
Несмотря на наличие подобного рода проблем на стороне потребителей, российский государственный концерн Транснефть вкладывает в расширение нефтеналивного терминала в Приморске рядом с границей с Финляндией несколько миллиардов (евро). Еще одна нитка трубопровода под названием «Балтийская трубопроводная система - 2» (БТС - 2)ведет к нефтеналивному терминалу в Усть-Луге. Все это делается для того, чтобы иметь возможность заполнять еще большее количество танкеров.
В дирекции водного хозяйства и судоходства Север (Wasser – und Schiffahrtsdirektion Nord) уже исходят из того, что количество российских танкеров в Балтийском море в ближайшие 20 лет увеличится приблизительно на 130 процентов. Проход Кадетринне (Kadettrinne) – это игольное ушко между Данией и Германией, через которое должны будут проходить в будущем нефтеналивные суда из России длинной 300 метров и шириной 60 метров. Уже сейчас этот пролив представляет собой один из самых интенсивных районов морского судоходства в мире.
Какую реакцию в смысле увеличения затрат для восточногерманских нефтеперерабатывающих заводов может иметь переход России на транспортировку нефти при помощи танкеров, показывает пример «Elisabeth Knutsen». Этот танкер водоизмещением 120 тысяч тонн должен был из Приморска сначала направиться в Вильгельмсхафен (Wilchelkmshafen) для того, чтобы избавиться там от части своего груза. Только после этого, имея на борту 80 000 тонн нефти, он стал достаточно легким для того, чтобы после долгого пути прибыть, наконец, в порт назначения Росток.