«Газпром» проделал значительную работу, впервые в России организовав экспериментальную добычу метана из угольных пластов на Талдинском месторождении, – сообщила пресс-служба концерна по итогам совещания, проведенного под руководством зампреда правления Александра Ананенкова.
– В настоящее время одной из первоочередных задач является организация комплексного использования метана: как в качестве моторного топлива, так и для подачи в Единую систему газоснабжения, а также на объекты тепло- и электрогенерации. На совещании была отмечена необходимость подготовки проекта опытно-промышленной подачи газа потребителям на трехлетний период, учитывающий перспективы расширения добычи и использования угольного метана». Профильным подразделениям «Газпрома» даны соответствующие поручения, в том числе по разработке проекта и его реализации.
Между тем страны-конкуренты уже просят Россию подвинуться с почетного пьедестала по объемам ежегодной добычи газа. В частности, общий объем добытого газа в 2009 году в США достигает 624 млрд. куб. м, и по этому показателю они выходят на первое место. Тогда как в России дела обстоят куда более печально – по итогам прошлого года добыча газа в стране сократилась на 12,4% – с 644,9 до 582,3 млрд. куб. м. Эти данные приводит Минэнерго РФ. Между прочим, это наибольшее падение за четверть века.
Пока же «Газпром» строит планы: отмечается, что утвержденные комиссией Минприроды запасы Талдинского метаноугольного месторождения, расположенного в Кузбассе, составляют 45,8 млрд. кубометров. Кроме того, в прошлом году на его восточном участке была начата пробная промышленная эксплуатация семи скважин глубиной от 600 до 1000 метров. Однако запасы страны по этой категории куда более обширны – «Газпром» сообщает, что прогнозные ресурсы метана в основных угольных бассейнах России составляют 49 трлн. кубометров, что соответствует примерно пятой части прогнозных ресурсов природного газа страны.
По мнению экспертов, направление, о котором объявил «Газпром», перспективно, проблема лишь в том, что сразу на все проекты – традиционные, шельфовые и тем более метановые – у него как минимум не хватит средств. К тому же, как пояснил в беседе с «НГ» партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин, «это совсем не «впервые в России», поскольку эксперименты по добыче метана проводились еще до Второй мировой войны. «В 50-е годы прошлого века добычу из угольных пластов пытались развивать в Кузбассе и Донбассе, – продолжает эксперт. – В Кузбассе были даже экспериментальные попытки получить промышленный приток метана. Но сейчас эта добыча совершенно экономически нерентабельна». По мнению Крутихина, эксперимент, о котором сообщил «Газпром», – единичный и он никак не повлияет на общий баланс газа. «Для «Газпрома» это пока просто баловство», – считает он.
Руководитель отдела инвестиционного анализа компании «Универ» Дмитрий Александров не так пессимистичен в отношении перспектив. «Конечно, если сравнивать с традиционными источниками, то, во-первых, себестоимость добычи метана выше – на уровне 100 долларов за тысячу кубометров, тогда как традиционная добыча обходится в районе от 55 до 75 долларов за тысячу кубов, – отмечает он. – Но шельфовый газ еще дороже: например, себестоимость добычи на Штокмановском месторождении может превысить 140 долларов».
Метановый газ и его добыча могут быть очень значимыми, но только в том случае, если проект, о котором заявил «Газпром», будет иметь масштабное развитие. «В принципе по России прогнозные ресурсы этого газа могут составлять до 70–78 триллионов кубометров, – считает Александров. – Но помешать могут, с одной стороны, – затраты, а с другой – наличие уже имеющихся и запланированных дорогостоящих проектов, таких как Штокман и Бованенково. Даже по Кузбассу газовики пока не способны выйти на уровень добычи в 4 миллиарда кубометров в год». Конечно, это меньше 1% от добычи «Газпрома», но если все будет нормально, то там можно добывать и до 20 млрд. кубометров, а это уже серьезно – около 4% от газпромовской добычи, считает аналитик. «Главное сегодня – решимость «Газпрома» направить свои ресурсы на данное направление, тем более что придется преодолевать корпоративное сопротивление», – считает эксперт.