В Европе уже стало новогодней традиции каждое утро первого января просыпаться с тяжёлой головной болью по-русски. В первые дни 2006 и 2009 годов Россия ссорилась с Украиной из-за цен на природный газ и перекрывала ей поставки энергоносителей, что приводило к перебоям с топливом в Европе — прямо посреди зимы. А сейчас все взгляды прикованы к Белоруссии, поссорившейся с Москвой на этот раз из-за цен на нефть и в очередной раз поставившей под угрозу энергоснабжение Европы. Но спустя три недели после того, как разгорелся спор, произошёл внезапный поворот сюжета: вмешался Казахстан (ещё одна бывшая советская республика) и предложил Белоруссии купить нефть у него. Теперь уже в опасности оказался Кремль: политика энергетического шантажа — самый надёжный инструмент подавления воли соседей — теперь может быть обращена и против него.
Начиналось всё довольно стандартно. Подобно многим бывшим советским странам, Белоруссия в течение двадцати лет получала от России нефть и газ по сниженным ценам, в том числе и благодаря стремлению России обеспечить её лояльность после развала Советского Союза. Белоруссии разрешалось даже покупать сырую нефть по дешёвке, перерабатывать её и продавать нефтепродукты в Европу, получая огромную прибыль. Но в последние три года президент Белоруссии Александр Лукашенко начал применять хитрые способы проявления своей независимости. После российско-грузинской войны 2008 года Лукашенко отказался признать независимость отколовшихся от Грузии республик Абхазия и Южная Осетия, хотя Россия требовала от него это сделать. Кроме того, Лукашенко присоединился к инициативе ЕС «Восточное партнёрство», выдвинутой в 2008 году с целью сближения Европы со странами бывшего советского блока, — Москву это возмутило. Наконец, в июне прошлого года Белоруссия не прислала своих представителей на важнейшую встречу в верхах, проходившую в Москве и посвящённую вопросам безопасности, — Россия тогда запретила ввоз из Белоруссии молочных продуктов.
В конце прошлого года трения разгорелись с новой силой: в России решили, что Белоруссия больше не заслуживает снабжения энергоносителями по льготным ценам. Существующие между двумя странами договорённости о поставках нефти истекли 31 декабря, и Россия потребовала от Белоруссии заплатить сумасшедшую сумму — два с половиной миллиарда долларов, что составляет пять процентов от всего ВВП Белоруссии. Также российское государство дало понять, что если Белоруссия хочет и дальше получать нефть по низкой цене, то она должна поделиться с Москвой долей владения объектами своей энергетической инфраструктуры, а именно — нефтеперерабатывающими заводами, продукция которых перепродаётся в Европу. Это приблизило бы Россию к её долгосрочной цели — взятию под свой контроль всего маршрута, соединяющего нефтеносные поля Сибири с автозаправочными станциями Западной Европы.
Белоруссия, однако, почти месяц отказывалась принять условия России, в результате чего отношения между странами резко охладились, а также появилась опасность буквального охлаждения помещений на значительной части территории Европы. В конечном итоге двусторонние переговоры превратились в обмен письмами, содержащими требования и встречные требования. Несмотря на твёрдую позицию, занятую Лукашенко, аналитики полагают, что Россия в конечном итоге добьётся своего, так как и в плане экономики, и в плане безопасности Белоруссия сильно зависит от России даже несмотря на улучшение отношений с Западом. В декабре это признал сам Лукашенко, сказав, что, отказавшись от связей с Кремлём (как это сделал президент Украины Виктор Ющенко), он сам вызовет свою «политическую смерть».
А 19 января — споры длились уже три недели — Казахстан выступил с предложением, смешавшим все карты. В случае отказа Москвы снабжать белорусские нефтеперерабатывающие заводы, как заявил Казахстан, он с радостью займёт её место. Также казахи пообещали купить долю акций белорусского завода «Нафтан», на который точат зубы крупнейшие нефтяные компании России.
«Спрос на нефть со стороны перерабатывающих заводов Белоруссией будет удовлетворён Казахстаном», — заявил казахский посол в Белоруссии Анатолий Смирнов. К этому он добавил, что президенты обеих стран уже обсудили этот проект, и «никто из них не отказался».
Почти в любой стране мира это было бы сочтено абсолютно нормальной договорённостью, но дело происходит не где-нибудь, а на заднем дворе России. Так что Москва, пока никак не отреагировавшая на инициативу Казахстана, может и не одобрить подобную сделку, заключённую у неё за спиной. С другой стороны, происходящее свидетельствует — многие страны из числа бывших советских республик, возможно, не так уж и боятся рассердить своих бывших покровителей. После российско-грузинской войны, когда стало ясно, что, действуя в своей сфере влияния, Москва не собирается ограничиваться экономическими методами утверждения своего господства, в регионе начал возрастать дух сопротивления.
«Он [он есть конфликт] полностью изменил оборонную парадигму. Стало ясно, что, находясь в сфере влияния России, невозможно одновременно быть полностью независимой страной и чувствовать себя в безопасности», — сказал Анатолий Гриценко, бывший министром обороны Украины с 2005 по 2007 год — в тот период, когда российско-украинские отношения существенно ухудшились. По словам Гриценко, одним из способов выживания в подобной среде стало выстраивание отношений с другими экс-советскими республиками, как это сделали Грузия с Украиной после того, как соответственно в 2004 и 2005 году там пришли к власти прозападные лидеры.
Если это произойдёт, то установление партнёрских отношений между Белоруссией и Казахстаном — самыми преданными союзниками России — приведёт к ещё большему ослаблению положения России в регионе. Впрочем, принимая во внимание степень зависимости обеих стран от торговых отношений с Россией, трудно назвать это иначе, чем делом отдалённой перспективы; более того, отдельные аналитики полагают, что предложение, сделанное Казахстаном Белоруссии, на самом деле является блефом. Казахстану будет сложно и дорого отправлять нефть в Белоруссию, да и последняя не сможет расплачиваться за неё по справедливой рыночной цене, на что указывает аналитик из «Банка Москвы» (одного из крупнейших российских банков) Денис Борисов. С другой стороны, по его словам, казахские компании могут составить России конкуренцию в приобретении завода «Нафтан», и это станет серьёзным ударом по энергетической стратегии России в Восточной Европе.
Одно ясно — Россия будет внимательно следить за обеими странами. Если Белоруссия и Казахстан будут двигаться в направлении заключения этой сделки, то Москве, возможно, придётся искать другие пути подавления бунтов на сопредельных территориях.