Переломный момент для европейского проекта каспийского газопровода
Если давний проект газопровода Nabucco вообще будет осуществляться, страны Каспийского бассейна должны подписать контракты на его снабжение газом уже в этом году. В связи с этим ожидается, что Европейская Комиссия и страны Евросоюза будут оказывать на них серьезное давление, сообщил нашему сайту представитель одного из акционеров проекта. Подготовительная фаза самого амбициозного трубопроводного проекта Евросоюза продолжается уже восемь лет, и акционеры все сильней волнуются по поводу того, удастся ли обеспечить необходимые поставки газа из прикаспийских стран, которые позволили бы оправдать инвестиции.
Если давний проект газопровода Nabucco вообще будет осуществляться, страны Каспийского бассейна должны подписать контракты на его снабжение газом уже в этом году. В связи с этим ожидается, что Европейская Комиссия и страны Евросоюза будут оказывать на них серьезное давление, сообщил нашему сайту представитель одного из акционеров проекта.
Подготовительная фаза самого амбициозного трубопроводного проекта Евросоюза продолжается уже восемь лет, и акционеры все сильней волнуются по поводу того, удастся ли обеспечить необходимые поставки газа из прикаспийских стран, которые позволили бы оправдать инвестиции.
«Фактически мы сидим у границ Азербайджана и Туркмении и ждем. Мы ведем переговоры, но нам, наконец, нужно получить гарантии поставок», - заявил EUobserver по телефону Джереми Эллис (Jeremy Ellis), глава отдела развития бизнеса германской энергетической компании company RWE, участвующей в консорциуме Nabucco.
Обе эти имеющие выход к Каспийскому морю страны в последнее время стали сомневаться в перспективах осуществления проекта, так как за прошедшие годы строительство газопровода так и не началось.
«Сейчас главное, убедить прикаспийские страны в том, что Nabucco будет построен, потому что начать поставлять ресурсы на Запад для этих стран – серьезное решение», - считает г-н Эллис.
С деловой точки зрения, одним из аргументов в пользу проекта может стать то, что Турция в итоге все-таки ратифицировала ключевое соглашение об условиях транзита, заключенное в Анкаре пятью причастными к проекту странами – Турцией, Болгарией, Румынией, Венгрией и Австрией.
Планируемый визит в регион председателя Европейской комиссии Жозе Мануэля Баррозу (Jose Manuel Barroso) и комиссара по вопросам энергетики Гюнтера Эттингера (Gunther Oettinger) также нацелен на то, чтобы подтолкнуть проект вперед и оказать ему дополнительную политическую поддержку.
Ранее в этом месяце комиссия выделила проекту финансовую поддержку в размере 200 миллионов евро.
«Мы рассчитываем, что в 2010 году Европейская комиссия приложит больше усилий и всерьез поможет нам сдвинуть проект с места. Все что требовалось от стран-поставщиков, мы получили. Теперь пора принимать какие-то решения», - говорит он.
В то же время комиссар по вопросам энергетики Эттингер признал, что средства Евросоюза могут быть перенаправлены на другие проекты, если в этом году Nabucco не продвинется.
Трубопровод длиной в 3 300 километров должен будет поставлять в Европу 31 миллиард кубометров газа в год, в основном из Азербайджана и соседней Туркмении. Возможно, на дальнейших стадиях в ход пойдет также иракский и египетский газ.
Дополнительно недоверие к европейскому проекту в прикаспийских странах усиливает Россия, продвигая свой конкурирующий проект газопровода «Южный поток», который должен пройти по дну Черного моря и транспортировать тот же самый каспийский газ через российскую территорию.
Заметим, что Москва не единственный конкурент ЕС, претендующий на энергоресурсы Средней Азии. В конце прошлого года Китай также нанес удар по европейским интересам открыв новый газопровод из Туркменистана с пропускной способностью 40 миллиардов кубометров в год.
Впрочем, участники консорциума Nabucco по-прежнему уверены, что их проект выгоднее для стран Каспия.
«Это вопрос выбора: Nabucco предлагает самый дешевый маршрут транспортировки газа напрямую в Европу и самую лучшую цену на газ», - утверждает г-н Эллис. Тем не менее, он также признает, что политические соображения нередко важнее экономических, особенно в данном регионе.
Россия не участвует
Тем временем, российский министр безоговорочно отверг идею присоединения России к проекту Nabucco, высказанную партнером «Газпрома» по проекту «Южный поток» итальянской компанией ENI.
«Мы вообще не обсуждаем эти вещи», - заявил министр энергетики Сергей Шматко, выступая в Москве перед журналистами. Он добавил, что «Южный поток» более конкурентоспособен, чем Nabucco, однако подчеркнул, что они - «не конкуренты».
По словам Шматко, у России есть газ, чтобы заполнить газопровод, и есть соглашения с транзитными странами о строительстве наземной части «Южного потока». При этом Австрия, в которую, как предполагается, пройдет северное ответвление газопровода, пока не подписала соглашения с Россией.
Участники проекта Nabucco, тем не менее, считают, что «Южный поток» «до сих пор отстает от него на годы» и будет стоить минимум в два раза больше.