Для России у Туркмении газа хватит всегда
В этом министра иностранных дел России Сергея Лаврова, посетившего с визитом гостеприимный Ашхабад, заверил туркменский президент Гурбангулы Бердымухамедов.
В этом министра иностранных дел России Сергея Лаврова, посетившего с визитом гостеприимный Ашхабад, заверил туркменский президент Гурбангулы Бердымухамедов.
Одна голова - хорошо, две - еще лучше, а если у орла их целых пять? Многоглавый символ Туркмении олицетворяет пять основных племен, а теперь - и пять провинций страны. И еще одним символом Ашхабад может помериться с Москвой. Наша столица была когда-то Белокаменной, а он стал беломраморным. Облицовывать здания в городе только дорогим итальянским мрамором начали при Сапармурате Ниязове. Но продолжают это делать и при президенте Гурбангулы Бердымухамедове. Причем толщина каменной плитки - 3-4 сантиметра. Очень дорогое удовольствие.
Мы зашли в один такой жилой дом: белизна камня была сахарной, чистота - сказочной, а в холле висели картины и зеркала в бронзовых рамах. Редкий дом для "новых русских" может похвастаться таким великолепием, согласились мы со знакомым россиянином, который и показывал нам местный "жилищный фонд". Стометровые квартиры в новых домах стоят 60-80 тысяч долларов, но сразу платишь только 20 процентов суммы, остальное - в кредит на 30 лет за один процент в год. Впрочем, средняя зарплата в стране составляет 150 долларов в месяц. И все-таки люди покупают такие квартиры.
Самый удобный вариант - найти деньги на первый взнос и тут же сдать квартиру иностранцам. Их в Ашхабаде уже очень много. Китайцы, корейцы, турки - отбоя нет. За контракты в Туркмении борются серьезнейшие игроки. Местный газ позволяет стране выбирать именитых партнеров: технику покупают у Caterpillar и Mercedes, техсредства - у Bosch, архитектурные проекты для Ашхабада делают французы. Впрочем, за основу облагораживания зданий советской постройки здесь намерены взять опыт Санкт-Петербурга с его реставрированными фасадами и лепниной. Да и "КамАЗы" Туркмения охотно покупает для тяжелых строительных работ.
Визит в Ашхабад Сергея Лаврова начался с посещения "Мечети духовности Туркменбаши". Мечеть была еще при его жизни построена в Кипчаке - родовом селе Ниязова. Там, разумеется, тоже стоит золотая скульптура первого президента Туркмении. Да и в самом Ашхабаде его изваяний много, но все же это уже история. Страна меняется, рассуждали мы, гуляя по ночному городу, фотографируя золотые монументы и вздрагивая от скрипа тормозов носившегося по центру лихого свадебного кортежа.
Встреча Лаврова с Бердымухамедовым была очень сердечной. Туркменский лидер подчеркнул, что "великая Россия - наш надежный партнер", причем партнер - стратегический. Он передал привет и наилучшие пожелания российскому президенту и премьеру. Глава нашего внешнеполитического ведомства рассказал журналистам, что удалось обсудить самые важные темы двусторонних отношений, центрально-азиатские проблемы, торгово-экономическое сотрудничество, перспективы взаимодействия наших стран в ООН. Вскоре президент Туркмении побывает в Москве. Ожидается и визит в Ашхабад российского президента Дмитрия Медведева. Что касается сотрудничества в газовой сфере и имевшихся в недалеком прошлом проблем, то вот что сказал Сергей Лавров:
- Мы с Ашхабадом сотрудничаем давно. Проблемы улажены. Были достигнуты договоренности, "Газпром" вновь работает с этими партнерами. Планы у нас серьезные. А президент Бердымухамедов прямо сказал мне сегодня: "Для России у нас газа хватит всегда".
- Стоит ли сокрушаться, что Туркмения по газу работает и с Китаем, и с Ираном? Не сужает ли Россия при этом свои возможности? - спросили журналисты.
- Ашхабад развивает газовое партнерство и с нами, и с другими странами. Не вижу в этом ничего противоречащего российским интересам. Мы заинтересованы в энергетическом сотрудничестве, используя свои возможности, сети транспортировки, знание партнеров и умение просчитывать рынок. В геополитическом и геостратегическом планах диверсификация маршрутов - полезное дело для всех, в частности для энергобезопасности Европы, - считает Лавров.
Одно из красивейших зданий в Ашхабаде - совместная туркменско-российская школа имени Пушкина, которую открыл президент Медведев. Разумеется, она тоже беломраморная. В ней есть огромный бассейн, игровые комнаты. Об оснащенности компьютерами даже неловко говорить - это само собой разумеется. Лавров особо похвалил это учебное заведение - настолько современное и образцовое, что "самому хочется испытать радость учебы в нем".
А мне хочется, чтобы было как с газом - и русского языка в Туркмении хватило не только на наш век, но и будущему поколению.