Нефтяной отрасли нужен новый налоговый режим и свыше 7 трлн руб. инвестиций, гласит проект Генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 г.
Нефтегазовые доходы — это почти половина всех поступлений в казну России, и альтернатив в ближайшем будущем нет. Но если для газовой отрасли прогнозы вполне оптимистичны (например, 50%-ный рост добычи к 2020 г.), то с нефтянкой все сложнее. В ближайшие 10 лет новых амбициозных проектов чиновники здесь не ждут. Ханты-Мансийский округ и дальше будет центром добычи, но западносибирские месторождения истощены. И если сохранить нынешний налоговый режим, то к 2020 г. Россия может потерять как минимум пятую часть своей добычи. Все это следует из проекта Генеральной схемы развития нефтяной отрасли, с которым удалось ознакомиться «Ведомостям» (см. www.vedomosti.ru).
«Задел ограничен»
По итогам 2009 г. Россия — крупнейший производитель нефти в мире (494 млн т), а вот доказанные запасы России — всего лишь седьмая строчка в мировом рейтинге (10,2 млрд т, по данным BP). «На первый взгляд, недра России содержат значительный потенциал ресурсов», — отмечается в проекте генсхемы. Но если применить коэффициент подтверждаемости, «задел для поиска новых запасов нефти в России достаточно ограничен и только 25% ресурсов еще не выявлено», перечисляется в документе.
В проекте есть два сценария развития отрасли. Первый — плановый, т. е. «осуществляются те виды основной деятельности, которые приносят максимальную доходность в текущих экономических условиях и при действующей системе налогообложения». Второй вариант — проектный: он предполагает, что отрасль получит другой налоговый режим, вырастут инвестиции и объемы добычи, будут выполнены цели Энергетической стратегии РФ до 2030 г. А там говорится, что через 10 лет добыча нефти должна составить 525 млн т (+6,3% к прошлому году).
Если ничего не менять, такой цели Россия не добьется, отмечается в новом документе Минэнерго. По плановому варианту страна уже вышла на пик добычи, в 2011 г. будет снижение на 2,4%, а в 2020 г. Россия добудет всего 388 млн т нефти и конденсата — почти на 21% меньше прошлогоднего. А «при небольших ухудшениях ситуации» (при нестабильных ценах на нефть, например) показатель рухнет к 2020 г. до 250-270 млн т, гласит документ.
Проектный вариант предполагает, что Россия выйдет на пик добычи в 2017 г. (571 млн т), а в 2020 г. добудет 547 млн т нефти. То есть цель будет выполнена. Но для этого нужно дифференцировать налоги для старых и новых месторождений, заменить НДПИ для новых участков новым налогом, а для старых — снизить нагрузку, чтобы у нефтяников оставалось хотя бы 40% мировой цены на нефть (вместо нынешних 33%).
Потому что цена такого сценария — 7,2 трлн руб. до 2020 г., из которых почти 5,8 трлн руб. требуется для обустройства и разработки месторождений. Похожая оценка была и в энергостратегии — около $200 млрд до 2020 г. (в ценах 2007 г.). Однако новых крупных проектов в ближайшие 10 лет не ожидается — ни в добыче, ни в транспорте нефти, следует из проекта генсхемы. Стабилизацию и рост добычи должны дать участки, открытые еще при СССР, а поиск и разведка новых залежей нужны для стабильного производства после 2020 г.
Спорные цифры
Оценки зарубежных экспертов по добыче в России сильно разнятся — от 345 млн т к 2020 г. (пессимистичный сценарий Управления энергетической информации США, EIA) до 513-533 млн т (базовый и оптимистичный варианты ОПЕК и EIA). Правда, Саудовская Аравия в любом случае обойдет Россию, гласят все основные прогнозы.
Кто и как делал оценки для Минэнерго, представители ведомства не говорят. Но некоторые цифры в проекте как минимум спорные, отмечает чиновник другого ведомства, который видел документ. Так, при обоих вариантах рост добычи в первой пятерке компаний будет только у ТНК-ВР, следует из документа (см. рисунок). Добыча четвертого по величине производителя — «Сургутнефтегаза» может упасть в 1,5-2 раза. Те же прогнозы для производства «Газпром нефти», хотя сама компания намерена удвоить добычу к 2020 г., о чем не раз заявляло ее руководство. Эти цифры в Минэнерго комментировать также не стали. Документ еще сырой, говорит чиновник одного из ведомств, которое участвует в обсуждении вопроса. Другой добавляет, что цифры все время меняются и они уже другие; но какие именно — не говорит. Представители первой пятерки нефтяников комментировать документ также отказались. Представители Минэкономразвития и Минфина на вопросы «Ведомостей» не ответили.