В этом году сокращение площади полярного пакового льда приблизилось к рекордам 2007 и 2008 годов, зафиксированным за тридцать лет спутникового наблюдения. Зона старого льда сокращается, новый лед тонкий и менее устойчивый, и эта тенденция, по мнению ученых, будет сохраняться. В ближайшие десятилетия Северный Ледовитый океан превратится из недоступной и враждебной территории в пограничную зону для использования новых ресурсов и транспорта. Таким образом, по иронии судьбы глобальное потепление может привести к новой холодной войне, которая развернется среди айсбергов и ледников.
Конференция, тревога
Опасение, что в отношениях между странами арктического бассейна увеличится нестабильность, не является плодом фантазии. Имено поэтому НАТО в рамках программы «Наука за мир и безопасность» созвала конференцию при Институте полярных исследований Скотта (SPRI) в Кембридже, куда были приглашены ученые, политики и стратеги. Представители коренных народов полярной зоны, организаций, защищающих окружающую среду, международных нефтяных компаний образовали команду, собравшуюся, чтобы обсудить проблемы охраны окружающей среды в зоне Северного Ледовитого океана. Встреча, в которой принимали участие эксперты из 17 стран, завершилась в прошлую пятницу.
Она не была генеральной репетицией территориального раздела арктической зоны, но, по словам Поля Беркмана, руководителя Геополитической программы в Арктике при SPRI, стала встречей, «открытой для диалога по проблемам международной безопасности, связанным с климатическими изменениями». «Мы делаем все возможное, чтобы добиться баланса интересов отдельных наций, а также в глобальном масштабе».
Перед встречей в интервью, данном газете «Guardian», адмирал Джеймс Ставридис (James Stadyris), главнокомандующий НАТО в Европе, предупредил: «До сих пор споры велись мирным путем, но в ближайшие годы климатические изменения могут нарушить это равновесие и привести к гонке за эксплуатацию наиболее доступных природных ресурсов».
«Времена холодной войны, когда Россия имела в Арктике 150 подводных лодок, ушли в прошлое, - говорит Игорь Кудрик (Igor Koudrik) из норвежского фонда защиты окружающей среды Bellona, - сейчас у России 20 подлодок. Интенсивное использование подводных ресурсов — это пока дело отдаленного будущего, но мы все же следим за ходом событий, чтобы предвидеть то, что может случиться».
Россия стоит первой в списке стран, заинтересованных в эксплуатации арктического региона. Полярные зоны обеспечивают 14% общего валового продукта, 80% природного газа, 90% добычи никеля и кобальта в стране, хотя в них живет только 2% российского населения.
Риски в области политики и окружающей среды
Волнение в Арктике демонстрируют, например, продолжающиеся военные испытания российского военного флота. Совсем недавно начались последние испытания новой стратегической подводной лодки «Юрий Долгорукий», которая должна запустить свою первую баллистическую ракету «Булава» в декабре в Белом море (ее запуск в 2009 году привлек международный интерес).
Опасность для окружающей среды вполне конкретная. Некоторые организации по ее защите высказывают свою озабоченность по поводу транспортировки радиоактивных материалов из Польши на завод ядерных отходов на Урале, в России. Bellona предупреждает, что корабли с опасным грузом отплывают из порта Гдыня в Польше и огибают Норвегию, направляясь в Мурманский порт, практически невидимые для норвежских радаров (из-за их водоизмещения). Они плывут по опасным и бурным морям, представляя собой потенциальные объекты для атак или захватов террористами.
Кроме того, Арктика хранит запасы нефти и металлов. Действительно, растет интерес правительств к морскому полярному дну, которое может содержать до 25% мировых нефтяных запасов, помимо огромных залежей газа и металлов. Катастрофа на нефтяной платформе сверхглубоководного бурения Deepwater Horizon в Мексиканском заливе показала, что инцидент подобного масштаба привел бы к еще более драматическим последствиям для окружающей среды и уязвимых полярных экосистем.
Согласно Конвенции ООН по морскому праву, страны полярного региона осуществляют суверенные права в исключительной экономической зоне, простирающейся на 370 км от их берегов. Но каждое государство может представить запрос на расширение и эксплуатацию зоны, если докажет, что континентальный шельф простирается дальше этой границы.
Итак, в то время как норвежское правительство только что выделило 1,2 миллионов евро на изучение влияния эксплуатации морского дна вокруг островов Ян-Майен на окружающую среду, Россия предоставила пять новых лицензий российским компаниям Газпром и Роснефть на добычу газа и нефти в Карском и Баренцевом морях. В общем и целом, полярные льды больше не представляют собой непреодолимых препятствий для деятельности человека, как это было когда-то.