После 40 лет переговоров Россия и Норвегия наконец пришли к соглашению о морских границах. "Только что в Осло произошел обмен ратификационными грамотами, и норвежский министр иностранных дел Йонас Гар Стёре торжественно заявил: "Между нами нет соперничества за природные богатства Арктики, так как мы, приарктические страны, осознаем свою ответственность и придерживаемся норм международного права", - приводит его слова Frankfurter Rundschau.
В вопросе о разграничении границ в Баренцевом море речь идет о нефти и, конечно же, газе. Штокмановское месторождение, расположенное в 600 км от Кольского полуострова, возможно, даже обладает крупнейшими в мире запасами газа. Но сначала нужно осуществить бурение. Из-за отсутствия техники "Газпром" был вынужден заключить соглашение с норвежской фирмой Statoil и французской компанией Total.
Что изменится теперь, когда границы определены международным договором? - задается вопросом автор статьи Карл Гробе. Администрация Statoil раздумывает, "не стоит ли вместо Штокмановского месторождения обратить свой взгляд на территорию, которая еще вчера была "серой" зоной", а сегодня стала своей.
В безоблачное сотрудничество, похоже, не верят и в Москве. Принцип "доверяй, но проверяй" по-прежнему остается актуальным. Поэтому для расширения своего влияния в Арктике Россия сформировала два спецподразделения.
В заключение Карл Гробе рискует дать российским военным совет. "Нет, им нужно защищать не Штокмановское месторождение, а Северный морской путь. Там болтается слишком много китайцев, и кто знает, чем это закончится".